Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Окуджава Б. / Лирика

Лирика [1/11]

  Скачать полное произведение

    Б. Слуцкому
     Вселенский опыт говорит,
     что погибают царства
     не оттого, что тяжек быт
     или страшны мытарства.
     А погибают оттого
     (и тем больней, чем дольше),
     что люди царства своего
     не уважают больше.
    x x x
     Я выдумал музу Иронии
     для этой суровой земли.
     Я дал ей владенья огромные:
     пари, усмехайся, шали.
     Зевеса надменные дочери,
     ценя превосходство свое,
     каких бы там умниц ни корчили -
     не стоят гроша без нее.
    x x x
     Не пробуй этот мед: в нем ложка дегтя.
     Чего не заработал - не проси.
     Не плюй в колодец. Не кичись. До локтя
     всего вершок - попробуй укуси.
     Час утренний - делам, любви - вечерний,
     раздумьям - осень, бодрости - зима...
     Весь мир устроен из ограничений,
     чтобы от счастья не сойти с ума.
    x x x
     Под копытами снег голубой примят.
     Еду в возке я по чужой стороне...
     Так грустно, брат мой, грустно, мой брат!
     Ах, кабы вспомнил кто обо мне.
     Там горит огонек у того леска.
     Еду в возке я. Дуга на коне...
     Все тоска окружает, тоска, тоска!
     Ах, кабы вспомнил кто обо мне.
     Все чужие леса да чужая даль.
     И мороз страшней, и душа в огне...
     А печаль-то, мой брат, печаль, печаль!
     Ах, кабы вспомнил кто обо мне.
    x x x
     Славная компания... Что же мне решить?
     Сам я непьющий, - друзья подливают.
     Умирать не страшно - страшно не жить.
     Вот какие мысли меня одолевают.
     Впрочем, эти мысли высказал Вольтер.
     Надо иногда почитывать Вольтера.
     Запад, конечно, для нас не пример.
     Впрочем, я не вижу лучшего примера.
    x x x
     Взяться за руки не я ли призывал вас, господа?
     Отчего же вы не вслушались в слова мои, когда
     кто-то властный наши души друг от друга уводил?..
     Чем же я вам не потрафил? Чем я вам не угодил?
     Ваши взоры, словно пушки, на меня наведены,
     словно я вам что-то должен... Мы друг другу
     не должны.
     Что мы есть? Всего лишь крохи в мутном море бытия
     Все, что рядом, тем дороже, чем короче жизнь моя.
     Не сужу о вас с пристрастьем, не рыдаю, не ору,
     со спокойным вдохновеньем в руки тросточку беру
     и на гордых тонких ножках семеню в святую даль.
     Видно, все должно распасться. Распадайся же...
     А жаль.
    x x x
     Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
     А может, это школьник меня нарисовал:
     ручками размахиваю, я ножками сучу,
     уцелеть рассчитываю, и победить хочу.
     Ах., что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
     А может, просто вечером в кино я побывал?
     не хватал оружия, чужую жизнь круша,
     и руки мои чистые, и праведна душа.
     Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
     А может быть подстреленный, давно живу в раю,
     И кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...
     А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.
    АРБАТСКИЙ ДВОРИК
     ...А годы проходят, как песни.
     Иначе на мир я гляжу.
     Во дворике этом мне тесно,
     и я из него ухожу.
     Ни почестей и ни богатства
     для дальних дорог не прошу,
     но маленький дворик арбатский
     с собой уношу, уношу.
     В мешке вещевом и заплечном
     лежит в уголке небольшой,
     не слывший, как я, безупречным
     тот двор с человечьей душой.
     Сильнее я с ним и добрее.
     Что нужно еще? Ничего.
     Я руки озябшие грею
     о теплые камни его.
    x x x
     Как время беспощадно,
     дела его и свет.
     Ну я умру, ну ладно -
     с меня и спросу нет.
     А тот, что с нежным пухом
     над верхнею губой,
     с еще нетвердым духом,
     разбуженный трубой, -
     какой счастливой схваткой
     разбужен он теперь,
     подкованною пяткой
     захлопывая дверь?
     Под звуки духовые
     не ведая о том,
     как сладко все впервые,
     как горько все потом...
    x x x
     В земные страсти вовлеченный,
     я знаю, что из тьмы на свет
     однажды выйдет ангел черный
     и крикнет, что спасенья нет.
     Но простодушный и несмелый,
     прекрасный, как благая весть,
     идущий следом ангел белый
     прошепчет, что надежда есть.
    x x x
    ГРУЗИНСКАЯ ПЕСНЯ
     М. Квливидзе
     Виноградную косточку в теплую землю зарою,
     и лозу поцелую, и спелые грозди сорву,
     и друзей созову, на любовь свое сердце настрою...
     А иначе зачем на земле этой вечной живу?
     Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
     говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
     царь небесный пошлет мне прощенье за прегрешенья
     А иначе зачем на земле этой вечной живу?
     В темно-красном своем будет петь моя Дали,
     в черно-белом своем преклоню перед нею главу,
     и заслушаюсь я, и умру от любви и печали...
     А иначе зачем на земле этой вечной живу?
     И когда заклубится закат, по углам залетая,
     Пусть опять и опять предо мною плывут наяву
     Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая...
     А иначе зачем на земле этой вечной живу?
    x x x
     На мне костюмчик серый-серый,
     совсем как серая шинель.
     И выхожу я на эстраду
     и тихим голосом пою.
     А люди в зале плачут-плачут -
     не потому, что я велик,
     и не меня они жалеют,
     а им себя, наверно, жаль.
     Жалейте, милые, жалейте,
     пока жалеется еще,
     пока в руках моих гитара,
     а не тяжелый автомат.
     Жалейте, будто бы в дорогу
     вы провожаете меня...
     На мне костюмчик серый-серый.
     Он весь - как серая шинель.
    x x x
     Памяти А. Д. Сахарова
     Когда начинается речь, что пропала духовность,
     что людям отныне дорога сквозь темень лежит,
     в глазах удивленных и в душах святая готовность
     пойти и погибнуть, как новое пламя, дрожит.
     И это не есть обольщение или ошибка,
     а это действительно гордое пламя костра,
     и в пламени праведном этом надежды улыбка
     на бледных губах проступает, и совесть остра.
     Полночные их силуэты пугают загадкой.
     С фортуны не спросишь - она свои тайны хранит,
     и рано еще упиваться победою сладкой,
     еще до рассвета далече... И сердце щемит.
    x x x
     У поэта соперников нету
     ни на улице и ни в судьбе.
     И когда он кричит всему свету,
     это он не о вас - о себе.
     Руки тонкие к небу возносит,
     жизнь и силы по капле губя.
     Догорает, прощения просит:
     это он не за вас - за себя.
     Но когда достигает предела
     и душа отлетает во тьму...
     Поле пройдено. Сделано дело.
     Вам решать: для чего и кому.
     То ли мед, то ли горькая чаша,
     то ли адский огонь, то ли храм...
     Все, что было его, - нынче ваше.
     Все для вас. Посвящается вам.
    x x x
     Сладкое время, глядишь, обернется копейкою:
     кровью и порохом тянет от близких границ.
     Смуглая сабра с оружием, с тонкою шейкою
     юной хозяйкой глядит из-под черных ресниц.
     Как ты стоишь... как приклада рукою касаешься!
     В темно-зеленую курточку облачена...
     Знать, неспроста предо мною возникли, хозяюшка,
     те фронтовые, иные, м о и времена.
     Может быть, наша судьба как расхожие денежки,
     что на ладонях чужих обреченно дрожат...
     Вот и кричу невпопад: до свидания, девочки!
     Выбора нет! Постарайтесь вернуться назад!..
     Иерусалим, 1995
    Оцените этот текст:
    Булат Окуджава: поэтический сборник
     [9.V.1924-12.VI.1997]
    См. также
    Песни Булата Окуджавы
    Полное собрание поэзии Окуджавы у Сергея Фролова
    НОВОЕ УТРО
    Не клонись-ка ты, головушка,
    от невзгод и от обид,
    мама, белая голубушка,
    утро новое горит.
    Все оно смывает начисто,
    все разглаживает вновь...
    Отступает одиночество,
    возвращается любовь.
    И сладки, как в полдень пасеки,
    как из детства голоса,
    твои руки, твои песенки,
    твои вечные глаза.
     1957
    x x x
    Пароход попрощается басом,
    и пойдет волной его качать...
    В жизни я наошибался.
    Не пора ли кончать?
    Вот я снова собираю пожитки
    и... опять совершаю ошибки.
    А кто-то кричит мне с порога:
    - Это ж не дорога, а морока!..
    А мне спешить далеко-далеко:
    жизнь не дается на два срока.
     1957
    ПОЛНОЧНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС
    Когда мне невмочь пересилить беду,
    когда подступает отчаянье,
    я в синий троллейбус сажусь на ходу,
    в последний,
    в случайный.
    Полночный троллейбус, по улице мчи,
    верши по бульварам круженье,
    чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
    крушенье,
    крушенье.
    Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
    Я знаю, как в зябкую полночь
    твои пассажиры - матросы твои -
    приходят
    на помощь.
    Я с ними не раз уходил от беды,
    я к ним прикасался плечами...
    Как много, представьте себе, доброты
    в молчанье,
    в молчанье.
    Полночный троллейбус плывет по Москве,
    Москва, как река, затухает,
    и боль, что скворчонком стучала в виске,
    стихает,
    стихает.
     1957
    ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НА ПЕРЕДОВОЙ
    Волнения не выдавая,
    оглядываюсь, не расспрашивая.
    Так вот она - передовая!
    В ней ничего нет страшного.
    Трава не выжжена, лесок не хмур,
    и до поры
    объявляется перекур.
    Звенят комары.
    Звенят, звенят
    возле меня.
    Летят, летят -
    крови моей хотят.
    Отбиваюсь в изнеможении
    и вдруг попадаю в сон:
    дым сражения, окружение,
    гибнет, гибнет мой батальон.
    А пули звенят
    возле меня.
    Летят, летят -
    крови моей хотят.
    Кричу, обессилев,
    через хрипоту:
    "Пропадаю!"
    И к ногам осины,
    весь в поту,
    припадаю.
    Жить хочется!
    Жить хочется!
    Когда же это кончится?..
    Мне немного лет...
    гибнуть толку нет...
    я ночных дозоров не выстоял...
    я еще ни разу не выстрелил...
    И в сопревшую листву зарываюсь
    и просыпаюсь...
    Я, к стволу осины прислонившись, сижу,
    я в глаза товарищам гляжу-гляжу:
    а что, если кто-нибудь в том сне побывал?
    А что, если видели, как я воевал?
     1957
    АНГЕЛЫ
    Выходят танки из леска,
    устало роют снег,
    а неотступная тоска
    бредет за нами вслед.
    Победа нас не обошла,
    да крепко обожгла.
    Мы на поминках водку пьем,
    да ни один не пьян.
    Мы пьем напропалую
    одну, за ней вторую,
    пятую, десятую,
    горькую, десантную.
    Она течет, и хоть бы черт,
    ну хоть бы что - ни капельки...
    Какой учет, когда течет?
    А на закуску - яблоки.
    На рынке не развешенные
    дрожащею рукой,
    подаренные женщиной,
    заплаканной такой.
    О ком ты тихо плакала?
    Все, знать, не обо мне,
    пока я топал ангелом
    в защитной простыне.
    Ждала, быть может, слова,
    а я стоял едва,
    и я не знал ни слова,
    я все забыл слова.
    Слова, слова... О чем они?
    И не припомнишь всех.
    И яблочко моченое
    упало прямо в снег.
    На белом снегу
    лежит оно.
    Я к вам забегу
    давным-давно,
    как еще до войны,
    как в той тишине,
    когда так нужны
    вы не были мне...
     1957
    СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ МАРШ
     Е.Евтушенко
    Надежда, я вернусь тогда,
     когда трубач отбой сыграет,
    когда трубу к губам приблизит
     и острый локоть отведет.
    Надежда, я останусь цел:
     не для меня земля сырая,
    а для меня - твои тревоги
     и добрый мир твоих забот.
    Но если целый век пройдет
     и ты надеяться устанешь,
    надежда, если надо мною
     смерть распахнет свои крыла,
    ты прикажи,пускай тогда
     трубач израненный привстанет,
    чтобы последняя граната
     меня прикончить не смогла.
    Но если вдруг когда-нибудь
     мне уберечься не удастся,
    какое новое сраженье
     ни покачнуло б шар земной,
    я все равно паду на той,
     на той далекой, на гражданской,
    и комиссары в пыльных шлемах
     склонятся молча надо мной.
     1957
    КОРОЛЬ
    Во дворе,где каждый вечер все играла радиола,
    где пары танцевали, пыля,
    ребята уважали очень Леньку Королева
    и присвоили ему званье короля.
    Был король, как король, всемогущ. И если другу
    станет худо и вообще не повезет,
    он протянет ему свою царственную руку,
    свою верную руку - и спасет.
    Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,
    разорвали на рассвете тишину,
    наш Король, как король, он кепчонку, как корону -
    набекрень, и пошел на войну.
    Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
    да некому оплакать его жизнь,
    потому что тот король был один (уж извините),
    королевой не успел обзавестись.
    Но куда бы я ни шел, пусть какая ни забота,
    (по делам или так, погулять),
    все мне чудится что вот за ближайшим поворотом
    Короля повстречаю опять.
    Потому что на войне, хоть и правда, стреляют,
    не для Леньки сырая земля.
    Потому что (виноват), но я Москвы не представляю
    без такого, как он,короля.
     1957
    ПЕСЕНКА О СОЛДАТСКИХ САПОГАХ
    Вы слышите, грохочут сапоги,
    и птицы ошалелые летят,
    и женщины глядят из-под руки?
    Вы поняли, куда они глядят?
    Вы слышите: грохочет барабан?
    Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней...
    Уходит взвод в туман-туман-туман...
    А прошлое ясней-ясней-ясней.
    А где же наше мужество, солдат,
    когда мы возвращаемся назад?
    Его, наверно, женщины крадут
    и, как птенца, за пазуху кладут.
    А где же наши женщины, дружок,
    когда вступаем мы на свой порог?
    Они встречают нас и вводят в дом,
    но в нашем доме пахнет воровством.
    А мы рукой на прошлое: вранье!
    А мы с надеждой в будущее: свет!
    А по полям жиреет воронье,
    а по пятам война грохочет вслед.
    И снова переулком - сапоги,
    и птицы ошалелые летят,
    и женщины глядят из-под руки...
    В затылки наши круглые глядят.
     1957
    x x x
    Глаза - неведомые острова
    лугов зеленых,
    тобою населенных.
    Там не в чести слова
    и часовые стерегут кордоны.
    Там, прямо в утро
    окуная головы,
    воркуют голуби
    задумчиво и мудро.
    Там окна плещут
    на рассвете ставнями...
    А я прикинусь странником,
    мешок - за плечи.
    Мне нужно в ту страну!
    И, поздно или рано,
    я зоркую охрану
    обману.
     1957
    ПОДМОСКОВЬЕ
     1
    Март намечается.
     Слезою со щеки
    вдруг скатывается издалека...
    И вербины цветы, как серые щенки,
    ерошат шерсть и просят молока.
    И тополи попеременно
    босые ноги ставят в снег,
     скользя,
    шагают, как великие князья, -
    как будто безнадежно, но надменно.
     2
    Кричат за лесом электрички,
    от лампы - тени на стене,
    и бабочки, как еретички
    горят на медленном огне.
    Сойди к реке по тропке топкой,
    и понесет сквозь тишину
    зари вечерней голос тонкий,
    ее последнюю струну.
    Там отпечатаны коленей
    остроконечные следы,
    как будто молятся олени,
    чтоб не остаться без воды...
    По берегам, луной залитым,
    они стоят: глаза - к реке,
    твердя вечерние молитвы
    на тарабарском языке.
    Там птицы каркают и стонут.
    Синеют к ночи камыши,
    и ветры с грустною истомой
    все дуют в дудочку души...
     3
    На белый бал берез не соберу.
    Холодный хор хвои хранит молчанье.
    Кукушки крик, как камешек отчаянья,
    все катится и катится в бору.
    И все-таки я жду из тишины
    (как тот актер, который знает цену
    чужим словам, что он несет на сцену)
    каких-то слов, которым нет цены.
    Ведь у надежд всегда счастливый цвет,
    надежный и таинственный немного,
    особенно, когда глядишь с порога,
    особенно, когда надежды нет.
     4
    А знаешь ты,
    что времени у нас в обрез
    и кошельки легки без серебра,
    учитель мой, взъерошенный как бес,
    живущий в ожидании добра?
    Когда-нибудь
    окончится осенний рейс,
    и выяснится, наконец, кто прав,
    и скинет с плеч своих наш поздний лес
    табличку медную:
     "За нарушенье - штраф!"
    Когда-нибудь
    внезапно стихнет карусель
    осенних рощ и неумытых луж,
    и только изумленное:
     "Ужель
    возможно это?!" -
     вырвется из душ.
    И в небеса
    взовьется белый дым змеей,
    и, словно по законам волшебства,
    мы пролетим над теплою землей
    в обнимку,
    как кленовая листва...
     5
    Где-то там, где первый лег ручей,
    где пробился корм, парной и смачный,
    начинаются бунты грачей
    и жуков торжественные свадьбы.
    И меж ними, словно меж людьми,
    разворачиваются,
     как горы,
    долгие мистерии любви
    и решительные разговоры.
    И к коричневым глазам коров,
    и к безумным бусинкам кошачьим
    подступают из глубин дворов
    и согласие и неудачи...
    И тогда доносится с небес,
    словно мартовская канонада:
    - Вы хотите друг без друга,
     без
    маеты?..
    - Не надо! Нет, не надо!
     1956-1957
    ВОБЛА
    Холод войны немилосерд и точен.
    Ей равнодушия не занимать.
    ...Пятеро голодных сыновей и дочек
    и одна отчаянная мать.
    И каждый из нас глядел в оба,
    как по синей клеенке стола
    случайная одинокая вобла
    к земле обетованной плыла,
    как мама руками теплыми
    за голову воблу брала,
    к телу гордому ее прикасалась,
    раздевала ее догола...
    Ах, какой красавицей вобла казалась!
    Ах, какой крошечной вобла была!
    Она клала на плаху буйную голову,
    и летели из-под руки
    навстречу нашему голоду
    чешуи пахучие медяки.
    А когда-то кружек звон, как звон
     наковален,
    как колоколов перелив...
    Знатоки ее по пивным смаковали,
    королевою снеди пивной нарекли.
    ...Пятеро голодных сыновей и дочек.
    Удар ножа горяч как огонь.
    Вобла ложилась кусочек в кусочек -
    по сухому кусочку в сухую ладонь.
    Нас покачивало военным ветром,
    и, наверное, потому
    плыла по клеенке счастливая жертва
    навстречу спасению моему.
     1957
    x x x
     А.Ш.
    Нева Петровна, возле вас - все львы.
    Они вас охраняют молчаливо.
    Я с женщинами не бывал счастливым,
    вы - первая. Я чувствую, что - вы.
    Послушайте, не ускоряйте бег,
    банальным славословьем вас не трону:
    ведь я не экскурсант, Нева Петровна,
    я просто одинокий человек.
    Мы снова рядом. Как я к вам привык!
    Я всматриваюсь в ваших глаз глубины.
    Я знаю: вас великие любили,
    да вы не выбирали, кто велик.
    Бывало, вы идете на проспект,
    не вслушиваясь в титулы и званья,
    а мраморные львы - рысцой за вами
    и ваших глаз запоминают свет.
    И я, бывало, к тем глазам нагнусь
    и отражусь в их океане синем
    таким счастливым, молодым и сильным...
    Так отчего, скажите, ваша грусть?
    Пусть говорят, что прошлое не в счет.
    Но волны набегают, берег точат,
    и ваше платье цвета белой ночи
    мне третий век забыться не дает.
     1957
    x x x
    Не бродяги, не пропойцы,
    за столом семи морей
    вы пропойте, вы пропойте
    славу женщине моей!
    Вы в глаза ее взгляните,
    как в спасение свое,
    вы сравните, вы сравните
    с близким берегом ее.
    Мы земных земней.
     И вовсе
    к черту сказки о богах!
    Просто мы на крыльях носим
    то, что носят на руках.
    Просто нужно очень верить
    этим синим маякам,
    и тогда нежданный берег
    из тумана выйдет к вам.
     1957
    ВАНЬКА МОРОЗОВ
     А.Межирову
    За что ж вы Ваньку-то Морозова?
    Ведь он ни в чем не виноват.
    Она сама его морочила,
    а он ни в чем не виноват.
    Он в старый цирк ходил на площади
    и там циркачку полюбил.
    Ему чего-нибудь попроще бы,
    а он циркачку полюбил.
    Она по проволоке ходила,
    махала белою рукой,
    и страсть Морозова схватила
    своей мозолистой рукой.
    А он швырял большие сотни:
    ему-то было все равно.
    А по нему Маруся сохла,
    и было ей не все равно.
    Он на извозчиках катался,
    циркачке чтобы угодить,
    и соблазнить ее пытался,
    чтоб ей, конечно, угодить.
    Не думал, что она обманет:
    ведь от любви беды не ждешь...
    Ах Ваня, Ваня, что ж ты, Ваня?
    Ведь сам по проволке идешь!
     1957
    ГОЛУБОЙ ШАРИК
    Девочка плачет: шарик улетел.
    Ее утешают, а шарик летит.
    Девушка плачет: жениха все нет.
    Ее утешают, а шарик летит.
    Женщина плачет: муж ушел к другой.
    Ее утешают, а шарик летит.
    Плачет старушка: мало пожила...
    А шарик вернулся, а он голубой.
     1957
     ВЕСЕЛЫЙ БАРАБАНЩИК
    Встань пораньше, встань пораньше,
     встань пораньше,
    Когда дворники маячат у ворот.
    Ты увидишь, ты увидишь
     как веселый барабанщик
    в руки палочки кленовые берет.
    Будет полдень, суматохою пропахший,
    звон трамваев и людской водоворот,
    но прислушайся - услышишь,
     как веселый барабанщик
    с барабаном вдоль по улице идет.
    Будет вечер - заговорщик и обманщик,
    темнота на мостовые упадет,
    но вглядись - и ты увидишь,
     как веселый барабанщик
    с барабаном вдоль по улице идет.
    Грохот палочек... то ближе он, то дальше.
    Сквозь сумятицу, и полночь, и туман...
    Неужели ты не слышишь,
     как веселый барабанщик
    вдоль по улице проносит барабан?!
     1957
    ТАМАНЬ
    Год сорок первый. Зябкий туман.
    Уходят последние солдаты в Тамань.
    А ему подписан пулей приговор.
    Он лежит у кромки береговой,
    он лежит на самой передовой:
    ногами - в песок,
     к волне - головой.
    Грязная волна наползает едва -
    приподнимается слегка голова;
    вспять волну прилив отнесет -
    ткнется устало голова в песок.
    Эй, волна!
     Перестань, не шамань:
    не заманишь парня в Тамань...
    Отучило время меня дома сидеть.
    Научило время меня в прорезь глядеть.
    Скоро ли - не скоро, на том ли берегу
    я впервые выстрелил на бегу.
    Отучило время от доброты:
    атака, атака, охрипшие рты...
    Вот и я гостинцы раздаю-раздаю...
    Попомните
     трудную щедрость мою.
     1958
    x x x
    Не вели, старшина, чтоб была тишина.
    Старшине не все подчиняется.
    Эту грустную песню
     придумала война...
    Через час штыковой начинается.
    Земля моя, жизнь моя,
     свет мой в окне...
    На горе врагу улыбнусь я в огне.
    Я буду улыбаться, черт меня возьми,
    в самом пекле рукопашной возни.
    Пусть хоть жизнь свою укорачивая,
    я пойду напрямик
    в пулеметное поколачиванье,
    в предсмертный крик.
    А если, на шаг всего опередив,
    достанет меня пуля какая-нибудь,
    сложите мои кулаки на груди
    и улыбку мою положите на грудь.
    Чтоб видели враги мои
     и знали бы впредь,
    как счастлив я за землю мою умереть!
    ...А пока в атаку не сигналила медь,
    не мешай, старшина, эту песню допеть.
    Пусть хоть что судьбой напророчится:
    хоть славная смерть,
     хоть геройская смерть -
    умирать все равно, брат, не хочется.
     1958
    x x x
    Я ухожу от пули,
     делаю отчаянный рывок.
    Я снова живой
     на выжженном теле Крыма.
    И вырастают
     вместо крыльев тревог
    за моей человечьей спиной
     надежды крылья.
    Васильками над бруствером
     уцелевшими от огня,
    склонившимися
     над выжившим отделением,
    жизнь моя довоенная
     разглядывает меня
    с удивленьем.
    До первой пули я хвастал:
     чего не могу посметь?
    До первой пули
     врал я напропалую.
    Но свистнула первая пуля,
     кого-то накрыла смерть,
    а я приготовился
     пулю встретить вторую.
    Ребята, когда нас выплеснет
     из окопа четкий приказ,
    не растопчите
     этих цветов в наступленье:
    пусть синими их глазами
     глядит и глядит на нас
    идущее за нами поколенье.
     1958
    ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ
    Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
    стали тихими наши дворы,
    наши мальчики головы подняли -
    повзрослели они до поры,
    на пороге едва помаячили
    и ушли, за солдатом - солдат...
    До свидания, мальчики!
     Мальчики,
    постарайтесь вернуться назад.
    Вы не прячьтесь, вы будьте высокими,
    не жалейте ни пуль, ни гранат.
    И себя не щадите вы!
     И все-таки
    постарайтесь вернуться назад.
    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
    вместо свадеб - разлуки и дым,
    наши девочки платьица белые
    раздарили сестренкам своим.
    Сапоги - ну куда от них денешься?
    Да зеленые крылья погон...
    Вы наплюйте на сплетников, девочки.
    Мы сведем с ними счеты потом.
    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    что идете войной наугад...
    До свидания, девочки!
     Девочки,
    постарайтесь вернуться назад.
     1958
    x x x
    Сто раз закат краснел, рассвет синел,
    сто раз я клял тебя, песок моздокский,
    пока ты жег насквозь мою шинель
    и блиндажа жевал сухие доски.
    А я жевал такие сухари!
    Они хрустели на зубах, хрустели...
    А мы шинели рваные расстелим -
    и ну жевать.
     Такие сухари!
    Их десять лет сушили, не соврать,
    да ты еще их выбелил, песочек...
    А мы, бывало, их в воде размочим -
    и ну жевать, и крошек не собрать.
    Сыпь пощедрей, товарищ старшина!
    Пируем - и солдаты и начальство...
    А пули?
     Пули были. Били часто.
    Да что о них рассказывать, -
     война.
     1958
    САПОЖНИК
    Кузьма Иванович - сапожник ласковый.
    Он сапоги фасонные тачает.
    А черный молоток его, как ласточка,
    хвостом своим раздвоенным качает.
    Он занят целый день поклонами,
    тот молоток. Он по подметкам метит.
    А к вечеру - все гвоздики поклеваны,
    все сапоги починены на свете.
    Я слышу рассуждения домашние,
    когда над головою свет потухнет:
    кто носит сапоги - пускай донашивает...
    А сам Кузьма Иваныч носит туфли.
    Постукивает под крыльцом, позевывает
    и постепенно понимает вроде,
    что ну их к черту, сапоги кирзовые...
    А сапоги фасонные не в моде.
    Кузьма Иванович, ступай на пенсию:
    есть фабрики - военных обошьют.
    Но пусть война останется за песнею.
    А ласточке твоей пора на юг.
    Она хвостом своим качнет раздвоенным,
    из рук твоих натруженных рванется
    и полетит над грозами, над войнами...
    А ты сиди и жди. Она вернется.
     1958
    ИСКАЛА ПРАЧКА КЛАД
    На дне глубокого корыта
    так много лет подряд
    не погребенный, не зарытый
    искала прачка клад.
    Корыто от прикосновенья
    звенело под струну,
    и плыли пальцы, розовея,
    и шарили по дну.
    Корыта стенки как откосы,
    омытые волной.
    Ей снился сын беловолосый
    над этой глубиной.
    И что-то очень золотое,
    как в осень листопад...
    И билась пена о ладони -
    искала прачка клад.
     1958
    ПЕСЕНКА О КОМСОМОЛЬСКОЙ БОГИНЕ
    Я смотрю на фотокарточку:
    две косички, строгий взгляд,
    и мальчишеская курточка,
    и друзья кругом стоят.
    За окном все дождик тенькает:
    там ненастье во дворе.
    Но привычно пальцы тонкие
    прикоснулись к кобуре.
    Вот скоро дом она покинет,
    вот скоро вспыхнет гром кругом,
    но комсомольская богиня...
    Ах, это, братцы, о другом!
    На углу у старой булочной,
    там, где лето пыль метет,
    в синей маечке-футболочке
    комсомолочка идет.
    А ее коса острижена,
    в парикмахерской лежит.
    Лишь одно колечко рыжее
    на виске ее дрожит.
    И никаких богов в помине,
    лишь только дела гром кругом,
    но комсомольская богиня...
    Ах, это, братцы, о другом!
     1958
    x x x
     Е.Рейну
    Из окон корочкой несет поджаристой.
    За занавесками - мельканье рук.
    Здесь остановки нет, а мне - пожалуйста:
    шофер в автобусе - мой лучший друг.
    А кони в сумерках колышут гривами.
    Автобус новенький, спеши, спеши!
    Ах, Надя, Наденька, мне б за двугривенный
    в любую сторону твоей души.
    Я знаю, вечером ты в платье шелковом
    пойдешь по улице гулять с другим...
    Ах Надя, брось коней кнутом нащелкивать,
    попридержи-ка их, поговорим!
    Она в спецовочке, в такой промасленной,
    берет немыслимый такой на ней...
    Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы...
    Куда же гонишь ты своих коней!
    Но кони в сумерках колышут гривами.
    Автобус новенький спешит-спешит.
    Ах Надя, Наденька, мне б за двугривенный
    в любую сторону твоей души!
     1958
    x x x
    Часовые любви на Смоленской стоят.
    Часовые любви у Никитских не спят.
    Часовые любви
    по Петровке идут неизменно...
    Часовым полагается смена.
    О великая вечная армия,
    где не властны слова и рубли,
    где все - рядовые: ведь маршалов нет у любви!
    Пусть поход никогда ваш не кончится.
     О, когда б только эти войска!..
    Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает
     весна.
    Часовые любви на Волхонке стоят.
    Часовые любви на Неглинной не спят.
    Часовые любви
    по Арбату идут неизменно...
    Часовым полагается смена.
     1958
    ПЕСЕНКА ОБ АРБАТЕ
    Ты течешь, как река. Странное название!
    И прозрачен асфальт, как в реке вода.
    Ах, Арбат, мой Арбат,
     ты - мое призвание.
    Ты - и радость моя, и моя беда.
    Пешеходы твои - люди невеликие,
    каблуками стучат - по делам спешат.
    Ах, Арбат, мой Арбат,
     ты - моя религия,
    мостовые твои подо мной лежат.
    От любови твоей вовсе не излечишься,
    сорок тысяч других мостовых любя.
    Ах, Арбат, мой Арбат,
     ты - мое отечество,
    никогда до конца не пройти тебя.
     1959
    ЖИВОПИСЦЫ
    Живописцы, окуните ваши кисти
    в суету дворов арбатских и в зарю,
    чтобы были ваши кисти словно листья.
    Словно листья,
     словно листья к ноябрю.
    Окуните ваши кисти в голубое,
    по традиции забытой городской,
    нарисуйте и прилежно и с любовью,
    как с любовью мы проходим по Тверской.
    Мостовая пусть качнется, как очнется!
    Пусть начнется, что еще не началось!
    Вы рисуйте, вы рисуйте,
     вам зачтется...
    Что гадать нам:
     удалось - не удалось?
    Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
    наше лето, нашу зиму и весну...
    Ничего, что мы - чужие.
     Вы рисуйте!
    Я потом, что непонятно, объясню.
     1959
    x x x
    Когда затихают оркестры Земли
    и все музыканты ложатся в постели,
    по Сивцеву Вражку проходит шарманка -
    смешной, отставной, одноногий солдат.
    Представьте себе:
     от ворот до ворот,
    в ночи наши жесткие души тревожа,
    по Сивцеву Вражку проходит шарманка,
    когда затихают оркестры Земли.
     1959
    АРБАТСКИЙ ДВОРИК
    ...А годы проходят, как песни.
    Иначе на мир я гляжу.
    Во дворике этом мне тесно,
    и я из него ухожу.
    Ни почестей и ни богатства
    для дальних дорог не прошу,
    но маленький дворик арбатский
    с собой уношу, уношу.
    В мешке вещевом и заплечном
    лежит в уголке
     небольшой,
    не слывший, как я, безупречным
    тот двор с человечьей душой.
    Сильнее я с ним и добрее.
    Что нужно еще?
     Ничего.
    Я руки озябшие грею
    о теплые камни его.
     1959
    ДЖАЗИСТЫ
     С.Рассадину
    Джазисты уходили в ополченье,
    цивильного не скинув облаченья.
    Тромбонов и чечеток короли
    в солдаты необученные шли.
    Кларнетов принцы, словно принцы крови,
    магистры саксофонов шли,
     и, кроме,
    шли барабанных палок колдуны
    скрипучими подмостками войны.
    На смену всем оставленным заботам
    единственная зрела впереди,
    и скрипачи ложились к пулеметам,
    и пулеметы бились на груди.
    Но что поделать, что поделать, если
    атаки были в моде, а не песни?
    Кто мог тогда их мужество учесть,
    когда им гибнуть выпадала честь?
    Едва затихли первые сраженья,
    они рядком лежали. Без движенья.
    В костюмах предвоенного шитья,
    как будто притворяясь и шутя.
    Редели их ряды и убывали.
    Их убивали, их позабывали.
    И все-таки под музыку Земли
    их в поминанье светлое внесли,
    когда на пятачке земного шара
    под майский марш, торжественный такой,
    отбила каблуки, танцуя, пара
    за упокой их душ.
     За упокой.
     1959
    РОДИНА
    Говоришь ты мне слово покоя.
    Говоришь ты мне слово любви.


  Сохранить

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

/ Полные произведения / Окуджава Б. / Лирика


Смотрите также по произведению "Лирика":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis