Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Гончаров И.А. / Обрыв

Обрыв [47/51]

  Скачать полное произведение

    Райский увел Козлова в старый дом, посмотреть его комнату, куда бабушка велела поставить ему кровать и на ночь вытопить печь и тотчас же вставить рамы.
     Козлов совался к окнам, отыскивая то самое, из которого видна московская дорога. XII
     В один из туманных, осенних дней, когда Вера, после завтрака, сидела в своей комнате, за работой, прилежно собирая иглой складки кисейной шемизетки, Яков подал ей еще письмо на синей бумаге, принесенное "парнишкой", и сказал, что приказано ждать ответа.
     Вера, взглянув на письмо, оцепенела, как будто от изумления, и с минуту не брала его из рук Якова, потом взяла и положила на стол, сказав коротко: "Хорошо, поди!"
     Когда Яков вышел, она задумчиво подышала в наперсток и хотела продолжать работу, но руки у ней вдруг упали вместе с работой на колени.
     Она оперлась локтями на стол и закрыла руками лицо.
     - Какая казнь! Кончится ли это истязание? - шептала она в отчаянии.
     Потом встала, вынула из комода прежнее, нераспечатанное, такое же письмо и положила рядом с этим, и села опять в своей позе, закрывая руками лицо.
     - Что делать? Какого ответа может он ждать, когда мы разошлись навсегда? Ужели вызывает?.. Нет, не смеет!.. А если вызывает?..
     Она вздрогнула.
     Она заглянула сама себе в душу и там подслушивала, какой могла бы дать ответ на его надежду, и опять вздрогнула. "Нельзя сказать этого ответа, - думала она, - эти ответы не говорятся! Если он сам не угадал его - от меня никогда не узнает!"
     Она глядела на этот синий пакет, с знакомым почерком, не торопясь сорвать печать - не от страха оглядки, не от ужаса зубов "тигра". Она как будто со стороны смотрела, как ползет теперь мимо ее этот "удав", по выражению Райского, еще недавно душивший ее страшными кольцами, и сверканье чешуи не ослепляет ее больше. Она отворачивается, вздрагивая от другого, не прежнего чувства.
     Ей душно от этого письма, вдруг перенесшего ее на другую сторону бездны, когда она уже оторвалась навсегда, ослабевшая, измученная борьбой, - и сожгла за собой мост. Она не понимает, как мог он написать? Как он сам не бежал давно?
     Знай он, какой переворот совершился на верху обрыва, он бы, конечно, не написал. Надо его уведомить, посланный ждет... Ужели читать письма?.. Да, надо!..
     Она сорвала печать с обоих разом и стала читать первое, писанное давно:
     "Ужель мы в самом деле не увидимся, Вера? Это невероятно. Несколько дней тому назад в этом был бы смысл, а теперь это бесполезная жертва, тяжелая для обоих. Мы больше года упорно бились, добиваясь счастья, - и когда оно настало, ты бежишь первая, а сама твердила о бессрочной любви. Логично ли это?"
     - Логично ли! - повторила она шепотом и остановилась. Потом будто перемогла себя и читала дальше.
     "Мне разрешено уехать, но я не могу теперь оставить тебя, это было бы нечестно... Можно подумать, что я торжествую и что мне уже легко уехать: я не хочу, чтобы ты так думала... Не могу оставить потому, что ты любишь меня..."
     У ней рука с письмом упала на колени, через минуту она медленно читала дальше:
     "...и потому еще, что я сам в горячешном положении. Будем счастливы, Вера! Убедись, что вся наша борьба, все наши нескончаемые споры были только маской страсти. Маска слетела - и нам спорить больше не о чем. Вопрос решен. Мы в сущности согласны давно. Ты хочешь бесконечной любви: многие хотели бы того же, но этого не бывает..."
     Она на минуту остановилась.
     "Он разумеет бесконечную горячку!" - подумала она и с жалостью улыбнулась. Потом читала дальше.
     "Моя ошибка была та, что я предсказывал тебе эту истину: жизнь привела бы к ней нас сама. Я отныне не трогаю твоих убеждений; не они нужны нам, - на очереди страсть. У нее свои законы; она смеется над твоими убеждениями, - посмеется со временем и над бесконечной любовью. Она же теперь пересиливает и меня, мои планы... Я покоряюсь ей, покорись и ты. Может быть, вдвоем, действуя заодно, мы отделаемся от нее дешево и уйдем подобру и поздорову, а в одиночку тяжело и скверно".
     "Убеждений мы не в силах изменить, как не в силах изменить натуру, а притворяться не сможем оба. Это не логично и не честно. Надо высказаться и согласиться во всем; мы сделали первое и не пришли к соглашению; следовательно, остается молчать и быть счастливыми помимо убеждений; страсть не требует их. Будем молчать и будем счастливы. Надеюсь, ты с этой логикой согласишься".
     Что-то похожее на горькую улыбку опять показалось у ней на губах.
     "Уехать тебе со мной, вероятно, не дадут, да и нельзя! Безумная страсть одна могла бы увлечь тебя к этому, но я на это не рассчитываю: ты не безголовая самка, а я не мальчишка. Или для того, чтобы решиться уехать, нужно, чтобы у тебя были другие, одинакие со мной убеждения и, следовательно, другая будущность в виду, нежели какую ты и близкие твои желают тебе, то есть такая же, как у меня: неопределенная, неизвестная, без угла, или без "гнезда", без очага, без имущества. - Соглашаюсь, что отъезд невозможен. Следовательно, мне надо принести жертву, то есть мне хочется теперь принести ее, и я приношу. Если ты надеешься на успех у бабушки - обвенчаемся, и я останусь здесь до тех пор, пока... словом, на бессрочное время. Я сделал все, Вера, и исполню, что говорю. Теперь делай ты. Помни, что если мы разойдемся теперь, это будет походить на глупую комедию, где невыгодная роль достанется тебе, - и над нею первый посмеется Райский, если узнает".
     "Видишь, я предупреждаю тебя во всем, как предупредил и тогда..."
     Она сделала движение рукой, будто нетерпения, почти отчаяния, и небрежно дочитала последние строки.
     "Жду ответа на имя моей хозяйки, Секлетеи Бурдалаховой".
     Вера казалась утомленной чтением письма. Она равнодушно отложила его и принялась за другое, которое только что принес ей Яков.
     Оно было написано торопливою рукою, карандашом.
     "Я каждый день бродил внизу обрыва, ожидая тебя по первому письму. Сию минуту случайно узнал, что в доме нездорово, тебя нигде не видать. Вера, приди или, если больна, напиши скорее два слова. Я способен прийти в старый дом..."
     Вера остановилась в страхе, потом торопливо дочитала конец:
     "Если сегодня не получу ответа, - сказано было дальше, - завтра в пять часов буду в беседке... Мне надо скорее решать: ехать или оставаться? Приди сказать хоть слово, проститься, если... Нет, не верю, чтобы мы разошлись теперь. Во всяком случае жду тебя или ответа. Если больна, я проберусь сам..."
     "Боже мой! Он еще там, в беседке!.. грозит прийти... Посланный ждет... Еще "удав" все тянется!.. не ушло... не умерло все!.."
     Она быстро откинула доску шифоньерки, вынула несколько листов бумаги, взяла перо, обмакнула, хотела написать - и не могла. У ней дрожали руки.
     Она положила перо, склонила опять голову в ладони, закрыла глаза, собираясь с мыслями. Но мысли не вязались, путались, мешала тоска, биение сердца. Она прикладывала руку к груди, как будто хотела унять боль, опять бралась за перо, за бумагу и через минуту бросала.
     "Не могу, сил нет, задыхаюсь!" - Она налила себе на руки одеколон, освежила лоб, виски - поглядела опять, сначала в одно письмо, потом в другое, бросила их на стол, твердя: "Не могу, не знаю, с чего начать, что писать? Я не помню, как я писала ему, что говорила прежде, каким тоном... Все забыла!"
     "Какого ответа ждет посланный? У меня один ответ: не могу, сил нет, ничего нет во мне!"
     Она спустилась вниз, скользнула по коридорам, отыскала Якова и велела сказать мальчику, чтобы шел, что ответ будет после.
     "А когда после? - спрашивала она себя, медленно возвращаясь наверх. - Найду ли я силы написать ему сегодня до вечера? И что напишу? Все то же: "Не могу, ничего не хочу, не осталось в сердце ничего..." А завтра он будет ждать там, в беседке. Обманутое ожидание раздражит его, он повторит вызов выстрелами, наконец столкнется с людьми, с бабушкой!.. Пойти самой, сказать ему, что он поступает "нечестно и нелогично"... Про великодушие нечего ему говорить: волки не знают его!.."
     Все это неслось у ней в голове, и она то хваталась опять за перо и бросала, то думала пойти сама, отыскать его, сказать ему все это, отвернуться и уйти - и она бралась за мантилью, за косынку, как бывало, когда торопилась к обрыву. И теперь, как тогда, руки напрасно искали мантилью, косынку. Все выпадало из рук, и она, обессиленная, садилась на диван и не знала, что делать.
     Бабушке сказать? Бабушка сделает, что нужно, но она огорчится письмами: Вере хотелось бы избегнуть этого.
     Сказать брату Борису и ему поручить положить конец надеждам Марка и покушениям на свидание. Райский - ее естественный, ближайший друг и защитник. Но прошла ли страсть в нем самом, или "ощущение", игра страсти, "отражение ее в воображении", что бы ни было? И если прошло, рассуждала Вера, может быть, основательно, то не потому ли, что прошла борьба, соперничество, все утихло вокруг? Если появление героя страсти разбудит в Райском затихнувшую досаду, напомнит оскорбление, - он не выдержит роли бескорыстного посредника, увлечется пылкостью и станет в другую, опасную роль.
     Тушин! Да, этот выдержит, не сделает ошибки и наверное достигнет цели. Но ставить Тушина лицом к лицу с соперником, свести его с человеком, который исподтишка и мимоходом разгромил его надежды на счастье!
     Она представила себе, что должен еще перенести этот, обожающий ее друг, при свидании с героем волчьей ямы, творцом ее падения, разрушителем ее будущности! Какой силой воли и самообладания надо обязать его, чтобы встреча их на дне обрыва не была встречей волка с медведем?
     Она потрясла отрицательно головой, решив, однако же, не скрывать об этих письмах от Тушина, но устранить его от всякого участия в развязке ее драмы как из пощады его сердца, так и потому что, прося содействия Тушина, она как будто жаловалась на Марка. "А она ни в чем его не обвиняет... Боже сохрани!"
     И вот ей не к кому обратиться! Она на груди этих трех людей нашла защиту от своего отчаяния, продолжает находить мало-помалу потерянную уверенность в себе, чувствует возвращающийся в душу мир.
     Еще несколько недель, месяцев покоя, забвения, дружеской ласки - и она встала бы мало-помалу на ноги и начала бы жить новой жизнью. А между тем она медлит протянуть к ним доверчиво руки - не из гордости уже, а из пощады, из любви к ним.
     Но и ждать долее тоже невозможно. Завтра принесут опять письмо, она опять не ответит, он явится сам...
     О, боже сохрани! Если уже зло неизбежно, думала она, то из двух зол меньшее будет - отдать письма бабушке, предоставить ей сделать, что нужно сделать. Бабушка тоже не ошибется, они теперь понимают друг друга.
     Потом, подумавши, она записала записку и Тушину. Те же листки бумаги, то же перо, за полчаса отказывавшиеся служить ей - послушно служили теперь. Пальцы быстро написали две строчки.
     "Приезжайте, если можно, завтра утром! Я давно не видала вас - и хочу видеть. Мне скучно".
     Она отослала записку с Прохором, чтобы он отвез ее на пристань и отдал на перевозе, для отправления в "Дымок", с людьми Тушина, которые каждый день ездили в город.
     Прежде Вера прятала свои тайны, уходила в себя, царствуя безраздельно в своем внутреннем мире, чуждаясь общества, чувствуя себя сильнее всех окружающих. Теперь стало наоборот. Одиночность сил, при первом тяжелом опыте, оказалась несостоятельною.
     Она поплатилась своей гордостью и вдруг почувствовала себя, в минуту бури, бессильною, а когда буря ушла - жалкой, беспомощной сиротой, и протянула, как младенец, руки к людям.
     Прежде она дарила доверие, как будто из милости, только своей наперснице и подруге, жене священника. Это был ее каприз, она роняла крупицы. Теперь она шла искать помощи, с поникшей головой, с обузданной гордостью, почуя рядом силу сильнее своей и мудрость мудрее своей самолюбивой воли.
     Вера сообщала, бывало, своей подруге мелочной календарь вседневной своей жизни, событий, ощущений, впечатлений, даже чувств, доверила и о своих отношениях к Марку, но скрыла от нее катастрофу, сказав только, что все кончено, что они разошлись навсегда - и только. Жена священника не знала истории обрыва до конца и приписала болезнь Веры отчаянию разлуки.
     Она любила Марфеньку, так же как Наталью Ивановну, но любила обеих, как детей, иногда, пожалуй, как собеседниц. В тихую пору жизни она опять позовет Наталью Ивановну и будет передавать ей вседневные события по мелочам, в подробностях, - опять та будет шепотом поддакивать ей, разбавлять ее одинокие ощущения.
     Но в решительные и роковые минуты Вера пойдет к бабушке, пошлет за Тушиным, постучится в комнату брата Бориса.
     И теперь она постучалась ко всем троим.
    XIII
     Она положила оба письма в карман, тихо, задумчиво пошла к Татьяне Марковне и села подле нее.
     Бабушка только что осмотрела свадебную постель и смеряла с швеею, сколько пойдет кисеи, кружев на подушки, и уселась в свои кресла.
     Она бегло взглянула на Веру, потом опять вдруг взглянула и остановила на ней беспокойный взгляд.
     - Что случилось, Вера, ты расстроена?
     - Не расстроена, а устала. Я получила письма оттуда, от...
     - Оттуда? - повторила бабушка, меняясь в лице.
     - Одно давно; я не распечатывала до сих пор, а другое сегодня. Вот они, прочти, бабушка.
     Она положила оба письма на стол.
     - Зачем мне читать, Верочка? - говорила Татьяна Марковна, едва преодолевая себя и стараясь не глядеть на письма.
     Вера молчала. Бабушка заметила у ней выражение тоски.
     - Разве тебе нужно, чтоб я знала, что там?..
     - Нужно, бабушка, прочти.
     Бабушка надела очки и стала было читать.
     - Не разберу, душенька, - сказала она, с тоской отодвинув письмо. - Ты скажи лучше коротко, зачем мне нужно знать.
     - Не могу рассказать, сил нет, дух захватывает... Я лучше прочту.
     Она, шепотом, скрадывая некоторые слова и выражения, прочла письма и, скомкав оба, спрятала в карман. Татьяна Марковна выпрямилась в кресле и опять сгорбилась, подавляя страдание. Потом пристально посмотрела в глаза Вере.
     - Что же ты, Верочка, думаешь? - спросила она нетвердым голосом.
     - Ты спрашиваешь, что я думаю! - сказала Вера с упреком, - то же, что ты, бабушка!
     - Это я знаю. Но он предлагает... венчаться, хочет остаться здесь. Может быть... если будет человеком, как все... если любит тебя... - говорила Татьяна Марковна боязливо, - если ты... надеешься на счастье...
     - Да, он называет венчанье "комедией" и предлагает венчаться! Он думает, что мне только этого недоставало для счастья. Бабушка! ведь ты понимаешь, что со мной - зачем же спрашиваешь?
     - Ты пришла ко мне спросить, на что тебе решиться...
     Бабушка говорила робко, потому что все еще не знала, для чего прочла ей письма Вера. Она была взволнована дерзостью Марка и дрожала в беспокойстве за Веру, боясь опасного поворота страсти, но скрывала свое волнение и беспокойство.
     - Я не за тем пришла к тебе, бабушка, - сказала Вера. - Разве ты не знаешь, что тут все решено давно? Я ничего не хочу, я едва хожу - и если дышу свободно и надеюсь ожить, так это при одном условии - чтоб мне ничего не знать, не слыхать, забыть навсегда... А он напомнил! зовет туда, манит счастьем, хочет венчаться!.. Боже мой!.
     Она с отчаянием пожала плечами.
     У Татьяны Марковны отходило беспокойство от сердца. Она пошевелилась свободно в кресле, поправила складку у себя на платье, смахнула рукой какие-то крошки со стола. Словом - отошла, ожила, задвигалась, как внезапно оцепеневший от испуга и тотчас опять очнувшийся человек.
     - Бабушка! - заключила Вера, собравшись опять с силами. - Я ничего не хочу! Пойми одно: если б он каким-нибудь чудом переродился теперь, стал тем, чем я хотела прежде чтоб он был, - если б стал верить во все, во что я верю, - полюбил меня, как я... хотела любить его, - и тогда я не обернулась бы на его зов.
     Она замолчала. Бабушка слушала, притаив дыхание, как пение райской птицы.
     - Я бы не была с ним счастлива: я не забыла бы прежнего человека никогда и никогда не поверила бы новому человеку. Я слишком тяжело страдала, - шептала она, кладя щеку свою на руку бабушки, - но ты видела меня, поняла и спасла... ты - моя мать!.. Зачем же спрашиваешь и сомневаешься? Какая страсть устоит перед этими страданиями? Разве возможно повторять такую ошибку!.. Во мне ничего больше нет... Пустота - холод, и если б не ты - отчаяние.
     У Веры закапали слезы. Она прижалась головой к плечу бабушки.
     - Не поминай этого и не тревожь себя напрасно! - говорила бабушка, едва сдерживаясь сама и отирая ей слезы рукой, - ведь мы положили никогда не говорить об этом...
     - Я и не говорила бы, если б не письма. Мне нужен покой... Бабушка! увези, спрячь меня... или я умру! Я устала... силы нет... дай отдохнуть... А он зовет туда... хочет прийти сам...
     Она заплакала сильнее.
     Бабушка тихо встала, посадила ее на свое место, а сама выпрямилась во весь рост.
     - А! если так, если он еще, - заговорила она с дрожью в голосе, - достает тебя, мучает, он рассчитается со мной за эти слезы!.. Бабушка укроет, защитит тебя, - успокойся, дитя мое: ты не услышишь о нем больше ничего...
     Бабушка дрожала, говоря это.
     - Что ты хочешь делать? - с удивлением спросила Вера, вдруг вставая и подходя к Татьяне Марковне.
     - Он зовет тебя; я сойду к нему с обрыва вместо тебя на s647 любовное свидание - и потом посмотрим, напишет ли он тебе еще, придет ли сюда, позовет ли...
     Бабушка ходила по кабинету, сама не своя от гнева.
     - В котором часу он завтра придет в беседку, кажется в пять? - спросила она отрывисто.
     Вера все глядела на нее с изумлением.
     - Бабушка! ты не поняла меня, - сказала она кротко, взяв ее за руки, - успокойся, я не жалуюсь тебе на него. Никогда не забывай, что я одна виновата - во всем... Он не знает, что произошло со мной, и оттого пишет. Ему надо только дать знать, объяснить, как я больна, упала духом, - а ты собираешься, кажется, воевать! Я не того хочу. Я хотела написать ему сама и не могла, - видеться недостает сил, если б я и хотела.
     Татьяна Марковна присмирела и задумалась.
     - Я хотела просить Ивана Иваныча, - продолжала Вера, - но ты знаешь сама, как он любит меня, какие надежды были у него... Сводить его с человеком, который все это уничтожил, - нельзя!
     - Нельзя! - подтвердила Татьяна Марковна, тряся головой. - Зачем его трогать? Бог знает, что между ними случится... Нельзя! У тебя есть близкий человек, он знает все, он любит тебя, как сестру: Борюшка...
     Вера молчала.
     "Да, если б как сестру только!" - думала она и не хотела открывать бабушке о страсти Райского к ней; это был не ее секрет.
     - Хочешь, я поговорю с ним...
     - Погоди, бабушка, я сама скажу ему, - отвечала Вера, опасаясь вмешивать брата.
     Она надеялась на его сердце, доверяла его уму, чувствам, но не доверяла его неуловимо-капризной фантазии и способности увлекаться.
     - Я как-нибудь, через брата, или соберусь с силами и сама отвечу на эти письма, дам понять, в маком я положении, отниму всякие надежды на свидание. А теперь мне нужно пока дать ему знать только, чтоб он не ходил в беседку и не ждал напрасно...
     - Это я сделаю! - вдруг сказала бабушка.
     - Но ты не пойдешь сама, не увидишься с ним? - говорила Вера, пытливо глядя в глаза бабушке. - Помни, я не жалуюсь на него, не хочу ему зла...
     - И я не хочу! - шептала бабушка, глядя в сторону. - Успокойся, я не пойду, я сделаю только, что он не будет ждать в беседке...
     - Прости меня, бабушка, еще за это новое огорчение!
     Татьяна Марковна вздохнула и поцеловала ее.
    XIV
     Вера пошла полууспокоенная, стараясь угадать, какую меру могла бы принять бабушка, чтоб помешать Марку ждать ее завтра в беседке. Она опасалась, чтобы Татьяна Марковна, не знающая ничего о страсти Райского, не поручила ему пойти, не предварив ее о том, а он, не приготовленный, мог поступить, как внушало ему его еще не вполне угасшее корыстное чувство и фантазия.
     Вера, узнав, что Райский не выходил со двора, пошла к нему в старый дом, куда он перешел с тех пор, как Козлов поселился у них, с тем чтобы сказать ему о новых письмах, узнать, как он примет это, и, смотря по этому, дать ему понять, какова должна быть его роль, если бабушка возложит на него видеться с Марком.
     Она шла, как тень, по анфиладе старого дома, минуя свои бывшие комнаты, по потускневшему от времени паркету, мимо занавешенных зеркал, закутанных тумб с старыми часами, старой, тяжелой мебели, и вступила в маленькие, уютные комнаты, выходившие окнами на слободу и на поле. Она неслышно отворила дверь в комнату, где поселился Райский, и остановилась на пороге.
     Райский сидел за столом, зарывшись в свой артистический портфель, разбирая эскизы разных местностей, акварельные портреты, набросанные очерки неисполненных картин, миниатюрные копии с известных произведений и между прочим отбирая, кучей втиснутые в портфель, черновые листы литературных воспоминаний, заметок, очерков, начатых и брошенных стихов и повестей.
     Отобрав тщательно всю кучу накопившегося материала для романа, он сильно призадумался. Взгляд у него потуск; разбирая листы за листами, он то покачивал головой и вздыхал тяжело, то зевал до слез.
     "Вот этак же, лет шесть назад, - печально размышлял он, - затеял я писать большую, сложную картину для выставки... А оказалось, что в нее надо положить целые годы... И теперь такую же обузу беру на себя: роман писать!! Одних материалов с пуд наберется... Сколько соображений, заметок, справок!.." "Дело ли я затеял, роман? Куча характеров, положений, сцен! А вся сила, весь интерес и твой собственный роман - в Вере: одну ее и пиши! Да, вот что!.. Прочь все лишнее, постороннее, напишу одну ее... Облегчу себя, а этот весь балласт в сторону. Чего, чего тут нет!"
     Он начал живо отбирать все постороннее Вере, оставив листков десяток, где набросаны были характеристические заметки о ней, сцены, разговоры с нею, и с любовью перечитывал их.
     Вдруг он оставил листки - и поразился новою мыслью.
     "А отчего у меня до сих пор нет ее портрета кистью?" - вдруг спросил он себя, тогда как он, с первой же встречи с Марфенькой, передал полотну ее черты, под влиянием первых впечатлений, и черты эти вышли говорящи, "в портрете есть правда, жизнь, верность во всем... кроме плеча и рук", - думал он. А портрета Веры нет; ужели он уедет без него?.. Теперь ничто не мешает; страсти у него нет, она его не убегает... Имея портрет, легче писать и роман: перед глазами будет она, как живая.
     Он поднял глаза от портфеля... Перед ним стоит - живая Вера! Он испугался.
     - Это бабушкина "судьба" посылает тебя ко мне!.. - сказал он.
     У Веры, заметившей его испуг, задрожал подбородок от улыбки. А он не спускал с нее глаз.
     Его опять охватила красота сестры - не прежняя, с блеском, с теплым колоритом жизни, с бархатным, гордым и горячим взглядом, с мерцанием "ночи", как он назвал ее за эти неуловимые искры, тогда еще таинственной, неразгаданной прелести.
     Бессознательное блистанье молодости и красоты, разливающей яркие и горячие лучи вокруг себя - исчезло.
     Томная печаль, глубокая усталость смотрела теперь из ее глаз. Горячие, живые тоны в лице заменились прозрачной бледностью. В улыбке не было гордости, нетерпеливых, едва сдерживаемых молодых сил. Кротость и грусть тихо покоились на ее лице, и вся стройная фигура ее была полна задумчивой, нежной грации и унылого покоя.
     "Это - лилия! Где прежняя Вера? Которая лучше: та или эта?" - думал он, протягивая ей в умилении руки.
     Она подошла к нему, не прежним ползучим шагом, не с волнующимся при походке станом, а тихой, ровной поступью. Шаги издавали легкий, сухой стук.
     - Я тебе помешала, - сказала она. - Что ты делаешь? Мне хотелось поговорить с тобой...
     Он не сводил с нее глаз.
     - Что ты так смотришь?..
     - Погоди, Вера! - шептал он, не слыхав ее вопроса и не спуская с нее широкого, изумленного взгляда. - Сядь вот здесь, - так! - говорил он, усаживая ее на маленький диван.
     А сам торопливо сунулся в угол комнаты, порылся там и достал рамку с натянутым холстом, выдвинул мольберт и начал шарить по углам, отыскивая ящик с красками.
     - Что ты хочешь делать? - спросила она.
     - Молчи, молчи, Вера, я давно не видал твоей красоты, как будто ослеп на время! Сию минуту ты вошла, лучи ее ударили меня по нервам, художник проснулся! Не бойся этих восторгов. Скорей, скорей, дай мне этой красоты, пока не прошла минута... У меня нет твоего портрета...
     - Что за мысль, Борис! какая теперь красота! на что я стала похожа? Василиса говорит, что в гроб краше кладут... Оставь до другого раза...
     - Ты ничего не понимаешь в своей красоте: ты - chef d'oeuvre! Нельзя откладывать до другого раза. Смотри, у меня волосы поднимаются, мурашки бегают... сейчас слезы брызнут... Садись, - пройдет, и все пропало!
     - Я устала, брат... я не в силах, едва хожу... И холодно мне; у тебя здесь свежо...
     - Я тебя прикрою, посажу в покойную позу, ты не гляди на меня, будь свободна, как будто бы меня не было тут!
     Он положил ей за спину и под руки подушки, на плечи и грудь накинул ей свой шотландский плед и усадил ее с книгой на диван.
     - А голову держи как хочешь, - сказал он, - как тебе удобнее, покойнее. Делай какие хочешь движения, гляди куда хочешь или не гляди вовсе - и забудь, что я тут!
     Она покорилась равнодушно, усевшись в усталой позе, и задумалась.
     - А я хотела поговорить с тобой, показать тебе... письма... - сказала она.
     Он молчал, вглядываясь в нее и чертя мелом на полотне.
     Прошло минут десять.
     - Я получила письма... от Марка... - тихо повторила она.
     Он молчит и чертит мелом.
     Прошло четверть часа. Он, схватив палитру, покрыл ее красками и, взглядывая горячо на Веру, торопливо, как будто воруя, переносил черты ее лица на полотно.
     Она повторила ему о письмах. Он молчит и глядит на нее, будто в первый раз ее видит.
     - Брат, ты не слушаешь?
     - Да... да... слышу... "письма от Марка"... Ну что он, здоров, как поживает?.. - скороговоркой сказал он.
     Она с удивлением глядела на него. Она едва решалась назвать Марка, думая, что дотронется до него этим именем, как каленым железом, - а он о здоровье его спрашивает!
     Поглядев еще на него, она перестала удивляться. Если б вместо имени Марка она назвала Карпа, Сидора - действие было бы одно и то же. Райский машинально слушал и не слыхал.
     Он слышал только звук ее голоса, - погруженный в работу, видел только ее, не вникал в ее слова и машинально повторял имя.
     - Что ж ты ничего мне не отвечаешь? - спросила она.
     - После, после, Вера, ради бога! Теперь не говори со мной - думай что-нибудь про себя. Меня здесь нет...
     Вера пробовала опять заговорить, но он уже не слыхал и только торопливо подмалевывал лицо.
     Вскоре она погрузилась - не в печаль, не в беспокойство о письмах и о том, придет ли Марк, что сделает бабушка, - а в какой-то хаос смутных чувств, воспоминаний, напрасно стараясь сосредоточить мысли на одном чувстве, на одном моменте.
     Она куталась в плед, чтоб согреться, и взглядывала по временам на Райского, почти не замечая, что он делает, и все задумывалась, задумывалась, и казалось, будто в глазах ее отражалось течение всей ее молодой, но уже глубоко взволнованной и еще не успокоенной жизни. Думы, скорбь, вопросы и ответы из жизни, жажда покоя, тайные муки и робкое ожидание будущего, - все мелькало во взгляде.
     А Райский, молча, сосредоточенно, бледный от артистического раздражения, работал над ее глазами, по временам взглядывая на Веру, или глядел мысленно в воспоминание о первой встрече своей с нею и о тогдашнем страстном впечатлении. В комнате была могильная тишина.
     Вдруг он остановился, стараясь уловить и определить тайну ее задумчивого, ни на что не смотревшего, но глубокого, как бездна, говорящего взгляда.
     Он касался кистью зрачка на полотне, думал поймать правду - и ловил правду чувства, а там, в живом взгляде Веры, сквозит еще что-то, какая-то спящая сила. Он клал другую краску, делал тень - и как ни бился - но у него выходили ее глаза и не выходило ее взгляда.
     Напрасно он звал на помощь две волшебные учительские точки, те две искры, которыми вдруг засветились глаза Софьи под его кистью.
     - Нет, здесь точек мало! - сказал он после новых усилий передать этот взгляд.
     Он задумался, мешал краски, отходил от портрета, смотрел опять.
     - Надо подождать! - решил он и начал подмалевывать щеки, нос, волосы.
     Поработав с полчаса, он принялся опять за глаза.
     - Еще раз... последний! - сказал он, - и если не удастся - не стану: нельзя!
     - Теперь, Вера, погляди минут пять сюда, вот на эту точку, - обратился к ней Райский, указывая, куда глядеть, и сам поглядел на нее...
     Она спала. Он замер в молчании и смотрел на нее, боясь дохнуть.
     - О, какая красота! - шептал он в умилении. - Она кстати заснула. Да, это была дерзость рисовать ее взгляд, в котором улеглась вся ее драма и роман. Здесь сам Грез положил бы кисть.


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]

/ Полные произведения / Гончаров И.А. / Обрыв


Смотрите также по произведению "Обрыв":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis