Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Гончаров И.А. / Обрыв

Обрыв [31/51]

  Скачать полное произведение

    Она отрицательно покачала головой.
     - Даю тебе слово...
     - Не уехали бы.
     - Отчего так?
     - Оттого, что я не хочу.
     - Ты, ты, ты - Вера! хорошо ли я слышу, не ошибаюсь ли я?
     - Нет.
     - Повтори еще.
     - Я не хочу, чтоб вы уехали, - и вы останетесь...
     - Зачем? - страстным шепотом спросил он.
     - Хочу! - повелительным шепотом подтвердила она.
     - Вера - молчи, ни слова больше! Если ты мне скажешь теперь, что ты любишь меня, что я твой идол, твой бог, что ты умираешь, сходишь с ума по мне - я всему поверю, всему - и тогда...
     - Что тогда?
     - Тогда не будет в мире дурака глупее меня... Я надоем тебе жестоко.
     - Нужды нет, я не боюсь.
     - Ты... ты сама позволяешь мне любить тебя - блаженствовать, безумствовать, жить... Вера, Вера!
     Он поцеловал у ней руку.
     - Вы этого хотели, просили сами, я и сжалилась! - с улыбкой сказала она.
     - С тобой случилось что-нибудь, ты счастлива и захотела брызнуть счастьем на другого: что бы ни было за этим, я все принимаю, все вынесу - но только позволь мне быть с тобой, не гони, дай остаться...
     - Останьтесь, повелеваю! - подтвердила она с ласковой иронией.
     Счастье, как думал он, вдруг упало на него!
     "Правду бабушка говорит, - радовался он про себя, - когда меньше всего ждешь, оно и дается! "За смирение", утверждает она: и я отказался совсем от него, смирился - и вот! О благодетельная судьба!"
     Он вышел от Веры опьяневший, в сенях встретил Егорку с чемоданом.
     - Назад, назад неси, - сказал он, прибежал в свою комнату, лег на постель и в нервных слезах растопил внезапный порыв волнения.
     - Это она - страсть, страсть! - шептал он, рыдая.
     Лесничий уехал, все пришло в порядок. Райский стал глубоко счастлив; его страсть обратилась почти в такое же безмолвное и почтительное обожание, как у лесничего.
     Он так же боязливо караулил взгляд Веры, стал бояться ее голоса, заслышав ее шаги, начинал оправляться, переменял две-три позы и в разговоре взвешивал слова, соображая, понравится ли ей то, другое, или нет.
     Она была тоже в каком-то ненарушимо-тихом торжественном покое счастья или удовлетворения, молча чем-то наслаждалась, была добра, ласкова с бабушкой и Марфенькой и только в некоторые дни приходила в беспокойство, уходила к себе, или в сад, или с обрыва в рощу, и тогда лишь нахмуривалась, когда Райский или Марфенька тревожили ее уединение в старом доме или напрашивались ей в товарищи в прогулке. А потом опять была ровна, покойна, за обедом и по вечерам была сообщительна, входила даже в мелочи хозяйства, разбирала с Марфенькой узоры, подбирала цвета шерсти, поверяла некоторые счеты бабушки, наконец, поехала с визитами к городским дамам. С Райским говорила о литературе, он заметил из ее разговоров, что она должна была много читать, стал завлекать ее дальше в разговор, они читали некоторые книги вместе, но непостоянно. Она часто отвлекалась то в ту, то в другую сторону. В ней даже вспыхивал минутами не только экстаз, но какой-то хмель порывистого веселья. Когда она, в один вечер, в таком настроеиии исчезла из комнаты, Татьяна Марковна и Райский устремили друг на друга вопросительный и продолжительный взгляд.
     - Что это с Верой? - спросила бабушка, - кажется, выздоровела!
     - Боюсь, бабушка, не пуще ли захворала...
     - Что ты, Борюшка, видишь, как она весела, совсем другая стала: живая, говорливая, ласковая...
     - Да прежняя ли, такая ли она, как всегда была?.. Я боюсь, что это не веселье, а раздражение, хмель...
     - Правда, она никогда такой не была - а что?
     - Она в экстазе, разве не видите?
     - В экстазе! - со страхом повторила Татьяна Марковна. -
     Зачем ты мне на ночь говоришь: я не усну. Это беда - экстаз в девушке! Да не ты ли чего-нибудь нагородил ей? От чего ей приходить в экстаз? - Что же делать?
     - Поглядим, что дальше будет!
     Бабушка поглядела на Райского тревожными глазами; он засмеялся.
     - Тебе все смешно! - сказала она, - послушай, - строго прибавила потом, - ты там с Савельем и с Мариной, с Полиной Карповпой или с Ульяной Андреевной сочиняй какие хочешь стихи или комедии, а с ней не смей! Тебе - комедия, а мне трагедия! XV
     Не только Райский, но и сама бабушка вышла из своей пассивной роли и стала исподтишка пристально следить за Верой. Она задумывалась не на шутку, бросила почти хозяйство, забывала всякие ключи на столах, не толковала с Савельем, не сводила счетов и не выезжала в поле. Пашутка не спускала с нее, по обыкновению, глаз, а на вопрос Василисы, что делает барыня, отвечала: "Шепчет".
     Татьяна Марковна печально поникала головой и не знала, чем и как вызвать Веру на откровенность. Сознавши, что это почти невозможно, она ломала голову, как бы, хоть стороной, узнать и отвратить беду.
     "Влюблена! в экстазе!" Это казалось ей страшнее всякой оспы, кори, лихорадки и даже горячки. И в кого бы это было? Дай бог, чтоб в Ивана Ивановича! Она умерла бы покойно, если б Вера вышла за него замуж.
     Но бабушка, по-женски, проникла в секрет их взаимных отношений и со вздохом заключила, что если тут и есть что-нибудь, то с одной только стороны, то есть со стороны лесничего, а Вера платила ему просто дружбой или благодарностью, как еще вернее догадалась Татьяна Марковна, за "баловство".
     - Обожает ее, - говорила она, - а это всегда нравится.
     Кто же, кто? Из окрестных помещиков, кроме Тушина, никого нет - с кем бы она видалась, говорила. С городскими молодыми людьми она видится только на бале у откупщика, у вице-губернатора, раза два в зиму, и они мало посещают дом. Офицеры, советники - давно потеряли надежду понравиться ей, и она с ними почти никогда не говорит.
     - Не в попа же влюбилась! Ах! ты боже мой, какое горе! - заключила она.
     Так она волновалась, смотрела пристально и подозрительно на Веру, когда та приходила к обеду и к чаю, пробовала было последить за ней по саду, но та, заметив бабушку издали, прибавляла шагу и была такова!
     - Вот так в глазах исчезла, как дух! - пересказывала она Райскому, - хотела было за ней, да куда со старыми ногами! Она, как птица, в рощу, и точно упала с обрыва в кусты.
     Райский пошел после этого рассказа в рощу, прошел ее насквозь, выбрался до деревни и, встретив Якова, спросил, не видал ли он барышню?
     - Вон оне там у часовни, сию минуту видел, - сказал Яков.
     - Что она там делает?
     - Молятся богу.
     Райский пошел к часовне.
     - Молиться начала! - в раздумье шептал он.
     Между рощей и проезжей дорогой стояла в стороне, на лугу, уединенная деревянная часовня, почерневшая и полуразвалившаяся, с образом Спасителя, византийской живописи, в бронзовой оправе. Икона почернела от времени, краски местами облупились; едва можно было рассмотреть черты Христа: только веки были полуоткрыты, и из-под них задумчиво глядели глаза на молящегося, да видны были сложенные в благословение персты.
     Райский подошел по траве к часовне. Вера не слыхала. Она стояла к нему спиной, устремив сосредоточенный и глубокий взгляд на образ. На траве у часовни лежала соломенная шляпа и зонтик. Ни креста не слагали пальцы ее, ни молитвы не шептали губы, но вся фигура ее, сжавшаяся неподвижно, затаенное дыхание и немигающий, устремленный на образ взгляд - все было молитва.
     Райский боялся дохнуть
     "О чем молится? - думал он в страхе. - Просит радости или слагает горе у креста, или внезапно застиг ее тут порыв бескорыстного излияния души перед всеутешительным духом? Но какие излияния: души, испытующей силы в борьбе, или благодарной, плачущей за луч счастья?..
     Вера вдруг будто проснулась от молитвы. Она оглянулась и вздрогнула, заметив Райского.
     - Что вы здесь делаете? - спросила она строго.
     Ничего. Я встретил Якова: он сказал, что ты здесь, и я пришел... Бабушка...
     - Кстати о бабушке, - перебила она, - я замечаю, что она с некоторых пор начала следить за мною; не знаете ли, что этому за причина?
     Она зорко глядела на него. Он покраснел. Они шли в это время к роще, через луг.
     - Я думаю, она всегда... - начал он.
     - Нет, не всегда... Ей и в голову не пришло бы следить. Послушайте, "раб мой", - полунасмешливо продолжала она, - без всяких уверток скажите, вы сообщили ей ваши догадки обо мне, то есть, о любви, о синем письме?..
     Нет, о синем письме, кажется, ничего не говорил...
     - Стало быть, только о любви. Что же сказали вы ей?
     Он молчал и даже начал поглядывать к лесу.
     - Мне нужно это знать - и потому говорите! - настаивала она. - Вы ведь обещали исполнять даже капризы, а это не каприз. Вы сказали ей? Да? Конечно, вы не скажете "нет"...
     - Зачем столько слов? Прикажи - и я выдам тебе все тайны. Был разговор о тебе. Бабушка стала догадываться, отчего ты была задумчива, а потом стала вдруг весела...
     - Ну?
     - Ну, я и сказал только... "не влюблена ли, мол, она?.." Это уж давно.
     - Что же бабушка?
     - Испугалась!
     - Чего?
     - Экстаза больше всего.
     - А вы и об экстазе сказали?
     - Она сама заметила, что ты стала очень весела, и даже обрадовалась было этому...
     - А вы испугали ее!
     - Нет - я только назвал по имени твое состояние, она испугалась слова "экстаз".
     - Послушайте, - сказала она серьезно, - покой бабушки мне дорог, дороже, нежели, может быть, она думает...
     - Нет, - живо перебил Райский, - бабушка верит в твою безграничную к ней любовь, только сама не знает почему. Она мне это говорила.
     - Слава богу! благодарю вас, что вы мне это передали! Теперь послушайте, что я вам скажу, и исполните слепо. Подите к ней и разрушьте в ней всякие догадки о любви, об экстазе, все,все. Вам это не трудно сделать - и вы сделаете, если любите меня.
     - Чего бы я не сделал, чтобы доказать это! Я ужо вечером...
     - Нет, сию минуту. Когда я ворочусь к обеду, чтоб глаза ее смотрели на меня, как прежде... Слышите?
     - Хорошо, я пойду... - говорил Райский, не двигаясь с места.
     - Бегите, сию минуту!
     - А ты... домой?
     Она указала ему почти повелительно рукой к дому, чтоб он шел.
     - Еще одно слово, - остановила она, - никогда с бабушкой не говорите обо мне, слышите?
     - Слушаю, сестрица, - сказал он и засмеялся,
     - Честное слово?
     Он замялся.
     - А если она станет... - возразил было он.
     - Вы только молчите - честное слово?
     - Хорошо.
     - Merci {Спасибо (фр.).} и бегите теперь к ней.
     - Хорошо, бегу... - сказал он и еле-еле шел, оглядываясь.
     Она махала ему, чтобы шел скорее, и ждала на месте, следя, идет ли он. А когда он повернул за угол аллеи и потом проворно вернулся назад, чтобы еще сказать ей что-то, ее уже не было.
     - Да, правду бабушка говорит: как "дух" пропала! - шепнул он.
     В эту минуту вдали, внизу обрыва, раздался выстрел.
     "Это кто забавляется?" - спрашивал себя Райский, едучи к дому.
     Вера явилась своевременно к обеду, и как ни вонзались в нее пытливые взгляды Райского, никакой перемены в ней не было. Ни экстаза, ни задумчивости. Она была такою, какою была всегда. Бабушка раза два покосилась на нее, но, не заметив ничего особенного, по-видимому, успокоилась. Райский исполнил поручение Веры и рассеял ее живые опасения, но искоренить подозрения не мог. И все трое, поговорив о неважных предметах, погрузились в задумчивость.
     Вера даже взяла какую-то работу, на которую и устремила внимание, но бабушка замечала, что она продевает только взад и вперед шелковинку, а от Райского не укрылось, что она в иные минуты вздрагивает или боязливо поводит глазами вокруг себя, - поглядывая в свою очередь подозрительно на каждого.
     Но через день, через два прошло и это, и когда Вера являлась к бабушке, она была равнодушна, даже умеренно весела, только чаще прежнего запиралась у себя и долее обыкновенного горел у ней огонь в комнате по ночам.
     "Что она делает? - вертелось у бабушки в голове, - читать не читает - у ней там нет книг (бабушка это уже знала), разве пишет: бумага и чернильница есть".
     Всего обиднее и грустнее для Татьяны Марковны была таинственность; "тайком от нее девушка переписывается, может быть переглядывается с каким-нибудь вертопрахом из окна - и кто же? внучка, дочь ее, ее милое дитя, вверенное ей матерью: ужас, ужас! Даже руки и ноги холодеют..." - шептала она, не подозревая, что это от нерв, в которые она не верила.
     Она ждала, не откроет ли чего-нибудь случай, не проговорится ли Марина? Не проболтается ли Райский? Нет. Как ни ходила она по ночам, как ни подозрительно оглядывала и спрашивала Марину, как ни подсылала Марфеньку спросить, ничего из этого не выходило.
     Вдруг у бабушки мелькнула счастливая мысль - доведаться о том, что так ее беспокоило, попытать вывести на свежую воду внучку - стороной, или "аллегорией", как она выразилась Райскому, то есть, примером. Она вспомнила, что у ней где-то есть нравоучительный роман, который еще она сама в молодости читывала и даже плакала над ним.
     Тема его состояла в изображении гибельных последствий страсти от неповиновения родителям. Молодой человек и девушка любили друг друга, но, разлученные родителями, виделись с балкона издали, перешептывались, переписывались. Сношения эти были замечены посторонними, девушка потеряла репутацию и должна была идти в монастырь, а молодой человек послан отцом в изгнание, куда-то в Америку.
     Татьяна Марковна разделяла со многими другими веру в печатное слово вообще, когда это слово было назидательно, а на этот раз, в столь близком ее сердцу деле, она поддалась и некоторой суеверной надежде на книгу, как на какую-нибудь ладонку или нашептыванье.
     Она вытащила из сундука, из-под хлама, книгу и положила у себя на столе, подле рабочего ящика. За обедом она изъявила обеим сестрам желание, чтоб они читали ей вслух попеременно, по вечерам, особенно в дурную погоду, так как глаза у ней плохи и сама она читать не может.
     Это случалось иногда, что Марфенька прочтет ей что-нибудь, но бабушка к литературе была довольно холодна, и только охотно слушала, когда Тит Никоныч приносил что-нибудь любопытное по части хозяйства, каких-нибудь событий вроде убийств, больших пожаров или гигиенических наставлений.
     Вера ничего не сказала в ответ на предложение Татьяны Марковны, а Марфенька спросила:
     - А конец счастливый, бабушка?
     - Дойдешь до конца, так узнаешь, - отвечала та.
     - Что это за книга? - спросил Райский вечером. Потом взял, посмотрел и засмеялся.
     - Вы лучше "Сонник" купите да читайте! Какую старину выкопали! Это вы, бабушка, должно быть, читали, когда были влюблены в Тита Никоныча.
     Бабушка покраснела и рассердилась.
     - Оставь глупые шутки, Борис Павлович! - сказала она, - я тебя не приглашаю читать, а им не мешай!
     - Да это допотопное сочинение...
     - Ну, ты после потопа родился и сочиняй свои драмы и романы, а нам не мешай! Начни ты, Марфенька, а ты, Вера, послушай! Потом, когда Марфенька устанет, ты почитай. Книга хорошая, занимательная!
     Вера равнодушно покорилась, а Марфенька старалась заглянуть на последнюю страницу, не говорится ли там о свадьбе. Но бабушка не дала ей.
     - Читай с начала - дойдешь: какая нетерпеливая! - сказала она.
     Райский ушел, и бабушкина комната обратилась в кабинет чтения. Вере было невыносимо скучно, но она никогда не протестовала, когда бабушка выражала ей положительно свою волю.
     Началось длинное описание, сначала родителей молодого человека, потом родителей девицы, потом история раздора двух фамилий, вроде Монтекки и Капулетти, потом наружности и свойств молодых людей, давно росших и воспитанных вместе, а потом разлученных.
     Вечера через три-четыре терпеливого чтения дошли, наконец, до взаимных чувств молодых людей, до объяснений их, до первого свидания наедине. Вся эта история была безукоризненно нравственна, чиста и до нестерпимости скучна. Вера задумывалась. А бабушка, при каждом слове о любви, исподтишка глядела на нее - что она: волнуется, краснеет, бледнеет? Нет: вон зевнула. А потом прилежно отмахивается от назойливой мухи и следит, куда та полетела. Опять зевнула до слез.
     На третий день Вера совсем не пришла к чаю, а потребовала его к себе. Когда же бабушка прислала за ней "послушать книжку", Веры не было дома: она ушла гулять. Вера думала, что отделалась от книжки, но неумолимая бабушка без нее не велела читать дальше и сказала, что на другой день вечером чтение должно быть возобновлено. Вера с тоской взглянула на Райского. Он понял ее взгляд и предложил лучше погулять.
     - А после прогулки почитаем, - сказала Татьяна Марковна, подозрительно поглядев на Веру, потому что заметила ее тоскливый взгляд.
     Нечего делать, Вера покорилась вполне. Ни усталости, ни скуки она уже не обнаруживала, а мужественно и сосредоточенно слушала вялый рассказ. Райский послушал, послушал и ушел.
     - Точно мочалку во сне жует, - сказал он, уходя, про автора, и рассмешил надолго Марфеньку.
     Вера не зевала, не следила за полетом мух, сидела, не разжимая губ, и сама читала внятно, когда приходила ее очередь читать.
     Бабушка радовалась ее вниманию.
     "Слава богу, вслушивается, замечает, мотает на ус: авось..." - думала она.
     Длинный рассказ все тянулся о том, как разгорались чувства молодых людей и как родители усугубляли над ними надзор, придумывали нравственные истязания, чтоб разлучить их. У Марфеньки навертывались слезы, а Вера улыбалась изредка, а иногда и задумывалась или хмурилась.
     "Забирает за живое, - думала Татьяна Марковна. - Слава тебе, господи!"
     Наконец - всему бывает конец. В книге оставалось несколько глав; настал последний вечер. И Райский не ушел к себе, когда убрали чай и уселись около стола оканчивать чтение.
     Тут был и Викентьев. Ему не сиделось на месте, он вскакивала подбегал к Марфеньке, просил дать и ему почитать вслух, а когда ему давали, то он вставлял в роман от сеоя целые тирады или читал разными голосами. Когда говорила угнетенная героиня, он читал тоненьким, жалобным голосом, а за героя читал своим голосом, обращаясь к Марфеньке, отчего та поминутно краснела и делала ему сердитое лицо.
     В лице грозного родителя Викентьев представлял Нила Андреича. У него отняли книгу и велели сидеть смирно. Тогда он, за спиной бабушки, сопровождал чтение одной Марфеньке видимо мимикой.
     Марфенька предательски указала на него тихонько бабушке. Татьяна Марковна выпроводила его в сад погулять до ужина и чтение продолжалось. Марфенька огорчалась тем, что книги осталось немного, а все еще рассказывается "жалкое" и свадьба не предвидится.
     - Что тебе за дело, - спросил Райский, - как бы ни кончилось, счастливо или несчастливо...
     - Ах, как это можно, я плакать буду, не усну! - сказала она.
     Драма гонений была в полном разгаре, родительские увещевания, в длиннейших и нестерпимо скучных сентенциях, гремели над головой любящихся.
     - Замечай за Верой, - шепнула бабушка Райскому, - как она слушает! История попадает - не в бровь, а прямо в глаз. Смотри, морщится, поджимает губы!..
     Дошли до катастрофы: любящихся застали в саду. Герой свил из полотенец и носовых платков лестницу, героиня сошла по ней к нему. Они плакали в объятиях друг друга, как вдруг их осветили факелы гонителей, крики ужаса, негодования, проклятия отца! Героиня в обмороке, герой на коленях перед безжалостным отцом. Потом заточение. Любящимся не дали проститься, взглянуть друг на друга. Через месяц печальный колокол возвещал обряд пострижения в монастыре, а героя мчал корабль из Гамбурга в Америку. Родители остались одни, и потом, скукой и одиночеством, всю жизнь платили за свое жестокосердие. Последнее слово было прочтено, книга закрыта, и между слушателями водворилось глубокое молчание.
     - Экая дичь! - сказал Райский немного погодя.
     Марфенька утирала слезы.
     - А ты что скажешь, Верочка? - спросила бабушка.
     Та молчала.
     - Гадкая книга, бабушка, - сказала Марфенька, - что они вытерпели, бедные!..
     - А что ж делать? Вот, чтоб этого не терпеть, - говорила бабушка, стороной глядя на Веру, - и надо бы было этой Кунигунде спроситься у тех, кто уже пожил и знает, что значит страсти.
     Райский насмешливо кивнул ей с одобрением головой.
     - А то вот и довели себя до добра, - продолжала бабушка, - если б она спросила отца или матери, так до этого бы не дошло. Ты что скажешь, Верочка?
     Вера пошла вон, но на пороге остановилась.
     - Бабушка! за что вы мучили меня целую неделю, заставивши слушать такую глупую книгу? - спросила она, держась за дверь, и, не дождавшись ответа, шагнула, как кошка, вон.
     Бабушка воротила ее.
     - Как - за что? - сказала она. - Я хотела тебе удовольствие сделать...
     - Нет, вы хотели за что-то наказать меня. Если я провинюсь в чем-нибудь, вы вперед лучше посадите меня на неделю на хлеб и на воду.
     Она оперлась коленом на скамеечку, у ног бабушки.
     - Прощайте, бабушка, покойной ночи! - сказала она. Татьяна Марковна нагнулась поцеловать ее и шепнула на ухо:
     - Не наказать, а остеречь хотела я тебя, чтоб ты... не провинилась когда-нибудь...
     - А если б я провинилась... - шептала в ответ Вера, - вы заперли бы меня в монастырь, как Кунигунду?
     - Разве я зверь, - обидчиво отвечала Татьяна Марковна, - такая же, как эти злые родители, изверги?.. Грех, Вера, думать это о бабушке
     - Знаю, бабушка, что грех, и не думаю... Так зачем же глупой книгой остерегать?
     - Чем же я остерегу, уберегу, укрою тебя, дитя мое?.. Скажи, успокой!..
     Вера хотела что-то ответить, но остановилась и поглядела с минуту в сторону.
     - Перекрестите меня! - сказала потом, и когда бабушка перекрестила ее, она поцеловала у ней руку и ушла.
     Райский взял книгу со стола.
     - Мудрая книга! Что ж, как подействовала прекрасиая Кунигунда? - спросил он с улыбкой.
     Бабушка болезненно вздохнула в ответ. Ей было не до шуток. Она взяла у него книгу и велела Пашутке отдать в людскую.
     - Ну, бабушка, - заметил Райский, - Веру вы уже наставили на путь. Теперь если Егорка с Мариной прочитают эту "аллегорию" - тогда от добродетели некуда будет деваться в доме! XVI
     Викентьев вызвал Марфеньку в сад, Райский ушел к себе, бабушка долго молчала, сидела на своем канапе, погруженная в задумчивость. Уже книга не занимала ее; она отрезвилась от печатной морали и сама внутренне стыдила себя за пошлое средство Взгляд ее смотрел уже умнее и сознательнее. Она что-то обдумывала, может быть перебирала старые, уснувшие воспоминания. На лице ее появлялось, для тех, кто умеет читать лица, и проницательная догадка, и умиление, и страх, и жалость. Между тем Марина, Яков и Василиса по очереди приходили напоминать ей, что ужин подан.
     - Не хочу! - отвечала она задумчиво.
     Марина пошла звать к ужину барышень.
     - Не хочу! - сказала и Вера.
     - Не хочу! - сказала, к изумлению ее, и Марфенька, никогда без ужина не ложившаяся.
     - Я в постель подам, - предложила она,
     - Не хочу! - был ответ.
     - Что за чудо! Этого никогда не бывало! Надо барыне доложить, - сказала Марина.
     Но, к изумлению ее, Татьяна Марковна не удивилась и в ответ сказала только: "Убирайте!"
     Марина ушла, а Василиса молча стала делать барыне постель.
     Пока Марина ходила спрашивать, что делать с ужином, Егорка, узнав, что никто ужинать не будет, открыл крышку соусника, понюхал и пальцами вытащил какую-то "штучку" - "попробовать", как объяснил он заставшему его Якову, которого также пригласил отведать.
     Яков покачал головой, однако перекрестился, по обыкновению, и тоже пальцами вытащил "штучку" и стал медленно жевать, пробуя.
     - Тут, должно быть, есть лавровый лист, - заметил он.
     - А вот отведайте этого, Яков Петрович, - говорил Егорка, запуская пальцы в заливных стерлядей.
     - Смотри, как бы барыня не спросила! - говорил Яков, вытаскивая другую стерлядь, - и когда Марина вошла, они уже доедали цыпленка.
     - Слопали! - с изумлением произнесла она, ударив себя по бедрам и глядя, как проворно уходили Яков и Егорка, оглядываясь на нее, как волки. - Что я утром к завтраку подам?!
     И постель сделана, все затихло в доме, Татьяна Марковна, наконец, очнулась от задумчивости, взглянула на образ и не стала, как всегда, на колени перед ним, и не молилась, а только перекрестилась. Тревога превозмогала молитву. Она села на постель и опять задумалась.
     "Как остеречь тебя? "Перекрестите!" говорит, - вспоминала она со страхом свой шепот с Верой. - Как узнать, что у ней в душе? Утро вечера мудренее, а теперь лягу..." - подумала потом.
     Но ей не суждено было уснуть в ту ночь. Только что она хотела лечь, как кто-то поцарапался к ней в дверь.
     - Кто там? - спросила она с испугом.
     - Я, бабушка, - отворите! - говорил голос Марфеньки. Татьяна Марковна отворила
     - Что ты, дитя мое? Проститься пришла - бог благословит тебя! Отчего ты не ужинала? Где Николай Андреич? - сказала она. Но, взглянув на Марфеньку, испугалась.
     - Что ты, Марфенька? Что случилось? На тебе лица нет: вся дрожишь? Здорова ли? Испугалась чего-нибудь? - посыпались вопросы.
     - Нет, нет, бабушка, ничего, ничего... я пришла... Мне нужно сказать вам... - говорила она, прижимаясь к бабушке в страхе.
     - Сядь, сядь... на кресло
     - Нет, бабушка, - я сяду к вам, а вы лягте. Я все расскажу - и свечку потушите...
     - Да что случилось - ты меня пугаешь...
     - Ничего, бабушка, - ляжем поскорей, я все вам на ушко расскажу...
     Бабушка поспешила исполнить ее требование, и Марфенька рассказала ей, что случилось с ней, после чтения в саду. А случилось вот что.
     Когда Викентьев, после чтения, вызвал Марфеньку в сад, между ними нечаянно произошла следующая сцена. Он звал ее в рощу слушать соловья.
     - Пока вы там читали - я все слушал: ах, как поет, как поет, - пойдемте! - говорил он
     - Теперь темно, Николай Андреевич, - сказала она.
     - Разве вы боитесь?
     - Одна боюсь, а с вами нет.
     - Так пойдемте! А как хорошо поет - слышите, слышите? отсюда слышно! Тут филин было в дупле начал кричать - и тот замолчал. Пойдемте.
     Она стояла на крыльце и сошла в аллею нерешительно. Он подал ей руку. Она шла медленно, будто нехотя.
     - Какая темнота; дальше не пойду, не трогайте меня за руку! - почти сердито говорила она, а сама все подвигалась невольно, как будто ее вели насильно, хотя Викеньев выпустил ее руку.
     - Поближе, сюда! - шептал он.
     Она делала два шага, точно ощупью, и останавливалась.
     - Еще, еще, не бойтесь!
     Она подвигалась еще шаг; сердце у ней билось и от темноты и от страха.
     - Темно, я боюсь... - говорила она.
     - Да полноте, чего бояться - здесь никого нет. Вот сюда еще; смотрите, здесь канава, обопритесь на меня - вот так!
     - Что вы, оставьте, я сама! - говорила она в испуге, но не успела договорить, как он, обняв ее за талию, перенес через канаву.
     Они вошли в рощу.
     - Я дальше не пойду ни шагу...
     А сама понемногу подвигалась, пугаясь треска сучьев под ногой.
     - Вот станемте здесь - тише... - шептал он, - слышите?
     Соловей лил свои трели. Марфеньку обняло обаяние теплой ночи. Мгла, легкий шелест листьев и щелканье соловья наводили на нее дрожь. Она оцепенела в молчании и по временам от страха ловила руку Викентьева. А когда он сам брал ее за руку, она ее отдергивала.
     - Как хорошо, Марфа Васильевна, какая ночь! - говорил он
     Она махнула ему рукой, чтоб он не мешал слушать. В ней только что начинала разыгрываться сладость нервного раздражения.
     - Марфа Васильевна, - шептал он чуть слышно, - со мной делается что-то такое хорошее, такое приятное, чего я никогда не испытывал... точно все шевелится во мне.
     Она молчала.
     - Я теперь вскочил бы на лошадь и поскакал бы во всю мочь, чтоб дух захватывало... Или бросился бы в Волгу и переплыл на ту сторону... А с вами, ничего?
     Она вздрогнула.
     - Что вы, испугались? Уйдемте отсюда! Послушали и довольно, а то бабушка рассердится...
     - Ах, нет - еще минуту, ради бога... - умолял он.
     Она остановилась как вкопанная. Соловей все заливался.
     - О чем он поет? - спросил он.
     - Не знаю!
     А ведь что-нибудь да высказывает: не на ветер же он свищет! Кто-нибудь его слушает...
     - Мы - слушаем... - шепнула Марфенька - и слушала.
     - Боже мой, какая прелесть!.. Марфа Васильевна... - шепнул Викентьев и задумался
     - Где вы, Николай Андреич? - спросила она. - Что вы молчите? Точно вас нет: тут ли вы?
     - Я думаю, соловей поет то самое, что мне хотелось бы сказать теперь, да не умею...
     - Ну, говорите по-соловьиному... - сказала она, смеясь. - Почем вы знаете, что он поет?
     - Знаю.
     - Ну, говорите.
     - Он поет о любви.
     - О какой любви? Кого ему любить?
     - Он поет о моей любви... к вам
     Он и сам было испугался своих слов, но вдруг прижал ее руку к губам и осыпал ее поцелуями.
     В одну минуту она вырвала руку, бросилась опрометью назад, сама перескочила канаву и, едва дыша, пробежала аллею сада, вбежала на ступени крыльца и остановилась на минуту перевести дух.
     Он бросился за ней.
     - Ни шагу дальше - не смейте! - сказала она, едва переводя дух и держась за ручку двери. - Идите домой!
     - Марфа Васильевна! ангел, друг...
     - Как вы смеете меня так называть: что - я сестра вам или кузина!


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]

/ Полные произведения / Гончаров И.А. / Обрыв


Смотрите также по произведению "Обрыв":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis