Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Воннегут К. / Галапагосы

Галапагосы [5/14]

  Скачать полное произведение

    Именно это соображение возникало в мозгу Хесуса Ортиса. Никогда бы он не смог повредить коробку, столь важную для множества людей. Но человеческие мозги в ту пору были так велики, что стали поистине способны обманывать своих владельцев. Мозг Ортиса подстрекал его отключить все телефоны, еще когда он в первый раз проходил мимо двери прачечной. Мозг знал, что в душе его обладатель - убежденный противник антиобщественного поведения. Поэтому, дабы того не парализовало, мозг твердил ему: "Нет-нет, что ты, мы, конечно же, ни за что на это не пойдем".
     На четвертом витке мозг Ортиса подтолкнул его пройти в прачечную, позаботившись при этом изобрести легенду на тот случай, если того спросят, что он там делает. Будучи добропорядочным гражданином, он пришел искать зеленые брюки одной из постоялиц, Мэри Хепберн, канувшие накануне вечером, по всей видимости, в иную галактику.
     Он открыл коробку и порвал все провода. Всего за несколько секунд типичный для той эпохи человеческий мозг превратил лучшего гражданина Гуаякиля в безумного террориста.
    Глава 17
     На острове Манхэттен рекламщик-профессионал среднего возраста созерцал крах своего шедевра - "Естествоиспытательского круиза века". Он только что переехал в свой новый офис, в опустевшем помещении под самым сводом здания "Крайслер", где ранее размещался выставочный зал фирмы по изготовлению арф, которая обанкротилась - как Илиум и Эквадор, Филиппины и Турция и так далее.
     Звали его Бобби Кинг.
     Он находился в том же часовом поясе, что и Гуаякиль, и линия, опущенная строго на юг из глубокой складки на его брови, уперлась бы в еще более глубокую складку, рассекшую бровь Эндрю Макинтоша. Тот в Гуаякиле пытался криком вдохнуть жизнь в отключенный телефон. С равным успехом Макинтош мог бы прижимать к своей квадратной голове чучело галапагосской морской игуаны и все требовательней орать: "Алло! Алло!"
     У Бобби Кинга же на столе и впрямь стояло чучело игуаны, и он не раз развлекал того или иного посетителя тем, что, притворившись, будто перепутал чучело с телефоном, подносил его к уху и произносил: "Алло! Алло!"
     Однако теперь ему, конечно, было не до шуток. По-своему он сделал не меньше, чем Чарльз Дарвин, для прославления Галапагосских островов - ведя на протяжении десяти месяцев пропагандистскую и рекламную кампанию, которая сумела убедить людей в том, что первому плаванию "Bahia de Darwin" предстоит стать в самом деле "Естествоиспытательским круизом века". В ходе этой кампании он сделал знаменитостями различных обитателей архипелага: бескрылых бакланов, синелапых олуш, вороватых птиц-фрегатов и еще и еще многих.
     Заказчиками кампании были Министерство туризма Эквадора, авиакомпания "Экваториана эйрлайнз" и владельцы отеля "Эльдорадо" и "Bahia de Darwin" - дядья по отцовской линии Зигфрида и Адольфа фон Кляйстов. Ни управляющему отеля, ни капитану, впрочем, не приходилось заботиться о хлебе насущном.
     Они, благодаря наследству, и без того были сказочно богаты, но считали, что все равно должны чем-то заниматься.
     Теперь Кингу представлялось очевидным, хотя никто ему еще ничего не сообщал, что все труды его пропали впустую и "Естествоиспытатсльскому круизу века" состояться не суждено.
     Что касается чучела морской игуаны на его столе, то он сделал эту рептилию тотемическим символом круиза, поместив ее изображение по обе стороны от носа "Bahia de Darwin", и, в качестве эмблемы, на всех объявлениях и рекламных листовках.
    ***
     В действительности же это была тварь, достигавшая порою в длину метра с лишним и выглядевшая не менее пугающе, чем китайский дракон. Однако на деле она была для любых форм жизни - не считая водорослей - не опаснее ливерной колбасы. Сегодня она ведет тот же образ жизни, что и миллион лет тому назад, а именно: У нее нет врагов, поэтому она сидит на месте, вперясь в никуда, ничего не желая, ни о чем не беспокоясь - пока не проголодается. Тогда она сползает к океанской воде и пускается вплавь, медленно и не слишком умело.
     Удалившись от берега на несколько метров, она погружается, как подводная лодка, и набивает брюхо водорослями, пока еще непригодными для пищеварения и требующими обработки.
     Потом игуана выныривает, плывет на берег и снова усаживается на застывшей лаве, под солнцем. Используя себя в качестве кастрюли для тушения, она раскаляется все жарче в солнечных лучах - в то время как водоросли тушатся у нее внутри. При этом она, как и прежде, продолжает глядеть прямо перед собой, в никуда - с той единственной разницей, что теперь изо рта ее время от времени выплескивается нагревающаяся морская вода.
     За тот миллион лет, что я провел на архипелаге, закон естественного отбора оказался не в силах ни усовершенствовать, ни ухудшить эту систему выживания.
    ***
     Кингу было известно, что шесть человек все-таки приехали в Гуаякиль и находились в данный момент в отеле "Эльдорадо", не потеряв еще надежды отправиться в "Естествоиспытательский круиз века". Это также было для него некоторым потрясением. Он полагал, что те, кто самостоятельно заказывал туда билеты, наверняка остерегутся приезжать, поскольку вести из Эквадора были столь тревожными.
     Он знал имена всех шестерых. Одно из них - канадца Уилларда Флемминга - абсолютно ничего ему не говорило. Речь шла, разумеется, о Джеймсе Уэйте.
     Кингу было невдомек, как тот оказался в списках пассажиров, который, как предполагалось, - за исключением Мэри Хепберн и японского ветеринара с женой - должен был состоять сплошь из журналистов и влиятельнейших законодателей моды.
     Кинга удивило, что Мэри Хепберн приехала без мужа. Он не знал, что Рой скончался. Ему было кое-что известно о Хепбернах, хотя те и были полными "никем" в списке, состоявшем сплошь из одних знаменитостей, поскольку эта пара была первыми, кто пожелал забронировать места для участия в "Естествоиспытательском круизе века". Это было еще в то время, когда Кинг имел основания сомневаться, что хоть одна настоящая знаменитость действительно соблазнится перспективой отправиться в это путешествие.
     Когда Хепберны забронировали места, Кинг даже подумывал о том, чтобы сделать из них своего рода мини-знаменитостей, сняв их в различных шоу, опубликовав их интервью в газетах и так далее. Он ни разу не встречался с ними, но беседовал с Мэри по телефону, надеясь - вопреки ожиданию - разведать о них что-нибудь интересное, хотя те и находились на самой ординарной службе в заштатном промышленном городишке, уровень безработицы в котором был самым высоким в стране. У кого-то из них двоих могли обнаружиться знаменитые предки или родственники, либо Рой мог оказаться героем какой-нибудь войны, либо, может статься, они выигрывали в лотерею, а то и, глядишь, пережили нечто трагическое - словом, что-нибудь в этом роде.
     Вот как протекал тогда, в январе разговор Кинга с Мэри:
     - Ну... я дальняя родственница Дэниела Буна <Дэниел Бун (1734-1820) - первопроходец, прославившийся освоением земель в американских штатах Кентукки и Миссури.>, - сообщила она. - Моя девичья фамилия тоже Бун, и я родом из Кентукки.
     - Отлично! - воскликнул Кинг. - Вы приходитесь ему прапраправнучкой или кем?
     - Да нет, не думаю, чтобы я была столь прямой его наследницей, - разочаровала она его. - Я никогда не придавала этому особого значения, а значит, и не докапывалась до истины.
     - Но вы же сами сказали, что ваша девичья фамилия Бун...
     - Да, но это чистой воды совпадение. Мой отец носил фамилию Бун, не состоя при этом ни в каком родстве с Дэниелом Буном. Я прихожусь ему родственницей по материнской линии.
     - Если ваш отец носил фамилию Бун и жил в Кентукки, то он просто обязан так или иначе состоять в родстве с Дэниелом Буном, вам не кажется? - не унимался Кинг.
     - Вовсе не обязательно, - парировала она. - Потому что его отец был объездчик лошадей из Венгрии по имени Миклош Гёмбёш, которое он затем заменил на Майкл Бун.
     Касательно их возможных наград и почетных званий Мэри отвечала, что, хотя Рой, безусловно, заслужил их своей самоотверженной работой на "ДЖЕФФКо", в этой компании не принято присуждать подобного никому, кроме высших руководителей.
     - А военные награды? Ничего такого?.. - поинтересовался он.
     - Он служил на флоте, - сказала она. - Но не сражался.
     Случись Кингу позвонить на три месяца позже и наткнуться на самого Роя - он, несомненно, услышал бы массу интересного о трагическом героизме, который тот проявил в ходе испытаний атомной бомбы на тихоокеанском атолле.
     - У вас есть дети? - полюбопытствовал Кинг.
     - В обычном смысле - нет, - призналась Мэри. - Но я считаю каждого ученика своим родным ребенком, а Рой активно занимается со скаутами и считает всех ребят из руководимого им отряда своими сыновьями.
     - Как трогательно... - отозвался Кинг. - Я был страшно рад побеседовать с вами и надеюсь, что вы с мужем получите удовольствие от поездки.
     - Я в этом уверена, - ответила она. - И все же мне нужно собраться с духом, чтобы попросить у директора три недели отпуска в середине семестра.
     - Вы сможете по возвращении рассказать своим ученикам столько удивительного, что он наверняка с радостью согласится вас отпустить, - выразил надежду Кинг. Сам он никогда не видел воочию Галапагосские острова, и ему не суждено было их увидеть. Зато, как и Мэри Хепберн, он знал их по множеству фотографий.
     - Ах да!.. - воскликнула вдруг Мэри, когда тот уже собирался было повесить трубку. - Вы спрашивали о наградах, медалях и подобных вещах?..
     - Да, а что? - вновь оживился Кинг.
     - Мне вскоре предстоит получить одну награду - по крайней мере для меня это все равно что награда, - сообщила Мэри. - Предполагается, что я ничего не должна об этом знать, так что не следовало бы и вам этого говорить...
     - Я буду нем как рыба, - заверил Кинг.
     - Я сама только недавно по чистой случайности об этом узнала, - продолжала Мэри. - В нынешнем году выпускной класс решил посвятить свой ежегодник мне. Они дали мне прозвище - я увидела его в посвящении, которое попалось мне на глаза, когда я пришла в типографию забрать, по просьбе подруги, объявление о дне рождения ее детей. У нее близнецы - мальчик и девочка.
     - Ага! - вставил Кинг.
     - И знаете, какое прозвище дали мне эти молодые люди?
     - Нет, - ответил Кинг.
     - Воплощение Матери-Природы, - объявила Мэри.
    ***
     На Галапагосских островах нет могил. Океан обходится с телами умерших, как ему заблагорассудится. Но если бы там был воздвигнут надгробный камень в память о Мэри Хепберн, к нему подошла бы только одна надпись: "Воплощение Матери-Природы". В чем же состояло ее подобие Матери-Природе? Перед лицом полной безнадежности, царившей на Санта Росалии, она все-таки желала, чтобы там рождались человеческие дети. Ничто не в силах было помешать ей делать все возможное для поддержания непрерывности жизни.
    Глава 18
     Известие о том, что Мэри Хепберн находится в числе шестерых несчастных, которые все-таки добрались до Гуаякиля, впервые за несколько месяцев напомнило Бобби Кингу о ее существовании. Он решил, что, вероятно, Рой тоже там, с нею, - так как, судя по ее словам, они были неразлучной парой - и что управляющий отеля "Эльдорадо", чьи телексные сообщения час от часу становились все более горячечными, просто случайно забыл упомянуть его имя.
    ***
     Кингу, между прочим, известно было и обо мне - хотя и не по имени.
     Он знал, что в ходе строительства корабля убило рабочего.
     Однако предавать огласке это известие, которое дало бы суеверным повод решить, что на борту "Bahia de Darwin" поселился призрак, он стремился не больше, чем семейство фон Кляйстов - проливать свет на то, что один из его членов госпитализирован с хореей Хантингтона, а двое других являются на пятьдесят процентов потенциальными носителями этого недуга.
    ***
     Рассказывал ли сам капитан Мэри Хепберн за годы, проведенные ими вместе на Санта Росалии, что он, может статься, носитель хореи Хантингтона? Он раскрыл ей эту страшную тайну только по истечении десяти лет их робинзонады, когда узнал, что та самовольно распорядилась его спермой.
    ***
     Из шести постояльцев "Эльдорадо" Кинг был лично знаком лишь с двумя:
     Эндрю Макинтошем и его слепой дочерью Селеной - ну и, само собою, с Казахом, их собакой. Всякий, кто знал Макинтошей, неизбежно знакомился и с собакой - хотя, благодаря хирургическому вмешательству и воспитанию, та стала совершенно обезличенной. Макинтоши были завсегдатаями нескольких ресторанов, которые прибегали к услугам Кинга, к тому же Макинтош - правда, без собаки и дочери - снимался в различных телешоу вместе с некоторыми из его клиентов. Кинг в обществе Селены и собаки наблюдал эти шоу по студийному монитору. У него сложилось впечатление, что, когда папочки нет рядом, у дочки заметно больше проблесков индивидуальности, чем у собаки. Однако говорить она могла только об отце.
     Эндрю Макинтош явно наслаждался своим участием в телешоу. Он был там желанным гостем - благодаря своему неистовому темпераменту. Он проповедовал радость жизни при наличии неограниченных средств на всевозможные траты, жалел и презирал тех, кто небогат и так далее.
     Под воздействием суровой действительности островной жизни на Санта Росалии у Селены выработается тип личности, совершенно отличный от ее отца, прежде чем ей суждено было погрузиться в голубой туннель, ведущий в загробную жизнь. Она научится также бегло говорить по-японски. В эру больших мозгов история человеческой жизни могла иметь какой угодно финал.
     Взгляните, к примеру, на мою.
    ***
     Макинтоши и Хирогуши были, вслед за Роем и Мэри Хепбернами, среди первых, кто подал заявку на участие в "Естествоиспытательском круизе века".
     Случилось это в феврале. Хирогуши, приглашенные Макинтошем, вынуждены были путешествовать под чужими именами, чтобы работодатели Зенджи не прознали, что тот ведет переговоры о сделке с Макинтошем.
     Для Кинга, Зигфрида фон Кляйста и всех, кто был связан с организацией круиза, чета Хирогуши была ветеринаром Кендзабуро с женой.
     Это означает, что ровно половина постояльцев "Эльдорадо" выдавали себя за кого-то другого. Словно бы в довершение всего этого великомозглого обмана на левом нагрудном кармане списанной военной формы, в которую была облачена Мэри Хепберн, еще красовалась фамилия прежнего владельца: Каплан. И когда они с Джеймсом Уэйтом наконец повстречались в коктейль-баре, он представился, назвав свое вымышленное имя, она же - свое настоящее, но тем не менее он упорно называл ее "миссис Каплан", превозносил евреев и так далее в том же духе.
     Позже капитану предстояло женить их на палубе-солярии "Bahia de Darwin", и она при этом полагала, что стала женой Уилларда Флемминга, а он считал, что взял в жены Мэри Каплан.
     Подобного рода путаница совершенно невозможна сегодня, ибо ни у кого ныне нет ни имени, ни профессии или истории жизни, которую он мог бы поведать. Все, что теперь имеется у человека, как свидетельство его репутации, - это запах, который не меняется с рождения и до смерти. Человек - именно тот, за кого он себя выдает, ни больше, ни меньше. Закон естественного отбора сделал людей абсолютно честными в этом отношении.
     Каждый является в точности тем, кем кажется.
    ***
     Когда Эндрю Макинтош забронировал три отдельных каюты на борту отправляющегося в первое плавание "Bahia de Darwin", Бобби Кинг имел все основания чувствовать себя заинтригованным. Ибо у Макинтоша имелась собственная яхта, "Ому", размерами почти не уступавшая прогулочному кораблю, и он мог отправиться на Галапагосы самостоятельно, избежав необходимости вступать в тесное общение с посторонними и подчиняться распорядку, общему для всех участников "Естествоиспытательского круиза века". Последние, к примеру, не имели бы возможности сходить на берег и вести себя там когда и как им вздумается. Им разрешалось делать это лишь в сопровождении и под наблюдением гидов, прошедших подготовку у специалистов Дарвиновской исследовательской станции на острове Санта Крус и имеющих высшее образование по одной из естественных дисциплин.
     Поэтому, встретив однажды вечером, во время обычного своего обхода ресторанов и клубов, Макинтоша с дочерью и собакой в компании неизвестной пары за поздним ужином в месте сбора знаменитостей - "У Элен", Кинг задержался возле их столика, чтобы сказать, как он польщен их желанием участвовать в круизе. Ему очень хотелось услышать, чем вызвано это их желание, чтобы затем использовать высказанные ими соображения для заманивания других крупных фигур, дающих пищу газетчикам.
    ***
     Лишь поприветствовав Макинтошей, Кинг осознал, кто были другие двое за их столом. Он знал обоих достаточно, чтобы заговорить с ними, и так он и сделал. Женщина оказалась самой обожаемой жительницей планеты, миссис Жаклин Бувье Кеннеди Онассис, а спутником ее в тот вечер был великолепный танцор Рудольф Нуриев. Нуриев, бывший гражданин Советского Союза, получил политическое убежище в Великобритании. Сам я тоже еще был тогда жив: гражданин США, которому предоставила политическое убежище Швеция.
     И обоих нас роднила любовь к танцу.
    ***
     Рискуя напомнить Макинтошу, что тот является владельцем собственной океанской яхты, Кинг спросил, чем его так привлекла идея совершить путешествие на "Bahia de Darwin". Хитроумный и начитанный Макинтош разразился в ответ речью об ущербе, который наносят Галапагосам своими бесконтрольными высадками разные эгоистичные невежды. Все это было почерпнуто им из материала в "Нэшнл джеогрэфик", который он ежемесячно прочитывал от корки до корки. Журнал утверждал, что для предотвращения самовольных высадок на острова людей, которые будут творить там что им взбредет в голову, Эквадору потребуются военно-морские силы, превышающие размерами весь мировой флот, - так что реальное сохранение хрупких ареалов возможно лишь при условии, что люди сами научатся себя контролировать.
     "Каждый порядочный гражданин планеты, - говорилось в статье, - должен высаживаться на берег островов только в сопровождении специально подготовленного гида".
    ***
     Во время отшельничества на Санта Росалии у Мэри Хепберн, капитана, Хисако Хирогуши, Селены Макинтош и остальных не было специально подготовленного провожатого. И в первые несколько лет своего пребывания там они устроили для хрупкой местной природы сущий ад.
     Лишь в самый последний момент им удалось осознать, что губят они свою собственную среду обитания и что они не просто туристы.
    ***
     Там, в ресторане "У Элен", Макинтош вызвал у своей зачарованной аудитории праведный гнев, живописуя, как туристские ботинки крушат замаскированные гнезда игуан, алчные пальцы грабят кладки олуш и так далее.
     Самый душераздирающий эпизод его рассказа о подобных жестокостях, однако, позаимствованный опять же из "Нэшнл джеогрэфик" - клеймил тех, кто, ради удовольствия позировать перед фотоаппаратом, берет на руки детенышей тюленя.
     Ибо когда потом детеныша возвращают матери, с горечью повествовал рассказчик, та не желает больше его кормить, чувствуя исходящий от него чужой запах.
     - Что же происходит с этим милым созданием, удостоившимся ласки со стороны добросердечного любителя природы? - вопрошал Макинтош. - Оно гибнет от голода, и все это ради одного-единственного фотоснимка!
     Поэтому на вопрос Бобби Кинга он ответил, что своим участием в "Естествоиспытательском круизе века" желает подать хороший пример, которому, надо надеяться, последуют другие.
    ***
     Выступление этого человека в роли пламенного ревнителя охраны природы представляется мне иронией судьбы, учитывая, что многие компании, директором или крупным акционером которых он являлся, были как раз отъявленными вредителями, губившими воду, почву или атмосферу. Однако для Макинтоша, явившегося на свет Божий неспособным всерьез о чем-либо печься, никакой иронии в этом не было. Дабы скрыть этот свой врожденный недостаток, он вынужден был стать большим актером, притворяясь даже перед собой самим, будто горячо озабочен всем на свете.
    ***
     Ранее, не менее убежденно, он дал своей дочери совершенно иное объяснение того, почему они должны совершить это путешествие на "Bahia de Darwin", а не на "Ому". Супруги Хирогуши, сказал он, возможно, чувствовали бы себя на "Ому" пленниками, вынужденные общаться лишь с Макинтошами. Они могли бы запаниковать в таких условиях, так что Зенджи, глядишь, еще отказался бы вести переговоры и потребовал высадить их с женой в ближайшем порту, чтобы поскорей улететь обратно, домой.
     Как и множество других патологических личностей, обладавших властью миллион лет назад, Макинтош под влиянием внезапного импульса был способен почти на все, ничего особого при этом не ощущая. Логическое объяснение его поступков приходило к нему всегда позже, на досуге.
     И да будет подобное поведение сочтено сжатой подоплекой той войны, в которой я имел честь участвовать: войны во Вьетнаме.
    Глава 19
     Как и большинство патологических личностей, Эндрю Макинтоша никогда особенно не заботило, говорит он правду или нет, - и потому он обладал великолепным даром убеждения. В итоге он так воодушевил вдову Онассис и Рудольфа Нуриева, что те попросили Бобби Кинга предоставить им дополнительную информацию о "Естествоиспытательском круизе века", которую тот и направил им на следующее утро с посыльным.
     Судьбе было угодно распорядиться так, что в тот самый вечер по учебной телепрограмме демонстрировался документальный фильм о синелапых олушах, так что Кинг приложил к материалам записку, в которой рекомендовал, если будет желание, посмотреть передачу. Птицам этим суждено было впоследствии сыграть решающую роль в выживании человеческой колонии на Санта Росалии. Не будь они столь глупы и неспособны осознать опасность, грозящую им со стороны людей, поселенцы наверняка умерли бы голодной смертью.
    ***
     Кульминацией телефильма - как и наиболее ярким моментом лекций об архипелаге, которые читала Мэри Хепберн в илиумской средней школе, был рассказ о брачных танцах синелапых олуш. Танцы эти протекали следующим образом.
     Пара этих крупных морских птиц сидела на покрывающей остров застывшей лаве. Размером они были с бескрылого баклана, с такими же длинными змеевидными шеями и гарпунообразными клювами. Но летать они не отучились и потому обладали большими, сильными крыльями. Ноги их и перепончатые лапы были ярко-синего цвета. Рыбу они ловили, пикируя на нее сверху.
     Рыба! Рыба! Рыба!
     Обе птицы выглядели одинаково, несмотря на то, что одна из них была самцом, а другая самкой. Казалось, каждая из них находилась там по своим делам, не питая к другой ни малейшего интереса, - хотя в действительности никаких особых дел на лавовой поверхности острова у них быть не могло, поскольку насекомыми или растениями олуши не питаются. Материалы для строительства гнезда им тоже искать не приходилось, так как настолько далеко игра их еще не зашла.
     Самец вдруг перестал заниматься тем, чем занимался, - а именно ничем. Он заметил самку. Отвернулся, вновь посмотрел в ее сторону, сидя при этом все на том же месте и не издавая ни звука. Птицы эти не безголосы, но и самец, и самка на всем протяжении танца хранят молчание.
     Самка крутила головой туда-сюда, покуда взгляд ее не встретился с глазами самца. Расстояние между ними было не меньше пяти метров.
     В этом месте Мэри, показывая фильм ученикам, обычно произносила от лица самки: "Чего этому типу может быть от меня нужно? Нет, в самом деле?! Какая дикость!"
     Самец задрал одну ярко-синюю лапу и вытянул ее, держа в воздухе, словно бумажный веер.
     Мэри Хепберн, опять играя роль самки, при этом говорила: "А это еще что. такое? Тоже мне, чудо света! Он что, считает, что только у него на всем острове синие лапы?"
     Самец опустил лапу и поднял другую, приблизившись на шаг к самке. Потом снова продемонстрировал ей первую, потом опять вторую, глядя ей прямо в глаза.
     Мэри произносила за самку: "Пора мне отсюда убираться". Однако сделать это самка не спешила. Словно приклеенная к лаве, она наблюдала, как самец поочередно показывает ей свои лапы и подходит все ближе.
     Теперь уже самка задирала свою синюю лапу - на что Мэри замечала:
     "Думаешь, только у тебя такие красивые лапы? Если уж тебе хочется увидеть по-настоящему красивую лапу, взгляни-ка вот на эту. У меня и вторая такая есть!"
     Самка опустила лапу и подняла другую, на шаг приблизившись к самцу.
     Тут Мэри обычно умолкала и больше уже не вставляла шутливых комментариев в духе человеческих отношений. Птицы вольны были вести дальше свое шоу самостоятельно. Все так же серьезно и чинно сближаясь, не ускоряя и не замедляя шага, они наконец упирались грудь в грудь.
     Ученики Илуимской средней школы не ожидали увидеть совокупление птиц. фильм был так хорошо всем известен - ибо Мэри из года в год показывала его в классе в начале мая, в ознаменование начала весеннего сезона, - что каждый ученик знал, что саму сцену совокупления им не покажут.
     Тем не менее то, что делали две птицы перед объективом, все равно выглядело в высшей степени эротично. Сойдясь грудь в грудь, они распрямляли свои гибкие шеи, устремляя их вверх, точно древки знамен, откидывали головы назад как можно сильнее, плотно прижимаясь друг к другу шеей и горлом. Так что теперь вдвоем они образовывали подобие башни - единое сооружение, устремленное вверх и покоящееся на четырех синих лапах.
     Таким образом свершался брачный обряд.
     Все проходило без свидетелей. Вокруг не было других олуш, чтобы поздравить их с прекрасным выбором и великолепно исполненным танцем. В фильме, который Мэри Хепберн обычно крутила в средней школе - и который, по совпадению, Бобби Кинг рекомендовал посмотреть миссис Онассис и Рудольфу Нуриеву по учебной телепрограмме, - единственными свидетелями всей сцены были большемозглые члены съемочной группы.
     Фильм назывался "Целясь в небо" - по названию, которое все те же большемозглые ученые дали позе, когда клювы обеих птиц устремлены в направлении, противоположном действию силы притяжения.
     На миссис Онассис лента произвела столь сильное впечатление, что на следующее же утро она велела своему секретарю позвонить Бобби Кингу и спросить, не поздно ли еще забронировать две отдельные каюты на главной палубе "Bahia de Darwin" на время проведения "Естествоиспытательского круиза века".
    Глава 20
     Мэри Хепберн обычно ставила повышенную оценку тем из своих учеников, кто посвящал брачному танцу птиц небольшое сочинение в прозе или стихах.
     Почти каждый второй писал что-нибудь, и примерно половина написавших видели в птичьем танце доказательство того, что животные поклоняются Богу.
     Остальные сочиняли кто во что горазд. Один ученик принес стихотворение, которое Мэри помнила до конца своих дней и которому обучила "Мандаракс". Имя ученика было Ноубл Клэггетт, он был убит во время войны во Вьетнаме - но его произведению суждено было занять место в памяти "Мандаракса" рядом с величайшими из когда-либо живших авторов. Звучало оно следующим образом:
     Да, люблю, конечно, -
     Так родим того,
     Кто скажет, что творили
     Родители его;
     "Да, люблю, конечно, -
     Так родим того,
     Кто скажет, что творили
     Родители его;
     "Да, люблю, конечно, -
     Так родим того,
     Кто скажет, что творили
     Родители его...
     Ноубл Клэггетт (1947-1966)
     Некоторые ученики просили разрешения написать о каком-либо ином представителе галапагосской фауны, и Мэри, будучи хорошим педагогом, разумеется, соглашалась. Излюбленными альтернативными героями сочинении оказывались недруги и обидчики олуш - гигантские птицы-фрегаты. Эти Джеймсы Уэйты птичьего мира питались рыбой, вылавливаемой олушами, и сооружали гнезда из материалов, украденных у олуш. Определенному разряду учеников это казалось забавным, и разряд этот состоял почти сплошь из юношей.
     У самцов фрегата имелась также уникальная физиологическая особенность, которая неизменно притягивала внимание незрелых юнцов, озабоченных эрективными способностями своего полового органа. Самцы гигантского фрегата в брачный период старались привлечь самок, раздувая ярко-красный пузырь, расположенный у них под горлом. Птичий базар в брачный период фрегатов напоминал с воздуха скопище детей с красными шариками в руках. Остров оказывался усеян самцами фрегата, которые, запрокинув головы, раздували символ своего супружеского достоинства во всю мощь легких, так что тот чуть не лопался, - в то время как самки кружили в небе.
     Выбрав подходящий шар, самки одна за другой камнем падали вниз.
    ***
     По окончании фильма о гигантских фрегатах, когда занавески на окнах класса раздвигались и вновь зажигался свет, кто-нибудь из учеников - опять же почти неизменно это бывал юноша - обязательно спрашивал Мэри, порою с клиническим интересом, иногда в шутовском тоне или же с горечью, ненавидя и боясь женщин:
     - А что, самки всегда стремятся выбрать самый большой?
     Поэтому у Мэри имелся наготове ответ - столь же неизменный, слово в слово, как любая цитата, выдаваемая " Мандараксом ":
     - Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно было бы опросить самок фрегата, но покуда, насколько мне известно, никому еще не удавалось это сделать. Однако некоторые люди посвятили свою жизнь изучению этих птиц, и по их мнению, самки отдают предпочтение тем красным пузырям, которые приходятся на наиболее удобные места гнездовья. Это важно с точки зрения выживания, понятно?.. Здесь самое время вернуться к брачным танцам синелапых олуш, которые, по всей видимости, не имеют ни малейшего отношения к факторам выживания, гнездовки или рыбного промысла олуш. С чем же они тогда связаны?
     Позволительно ли будет назвать это "религией"? Или, коли у нас не хватит смелости на первое, то можем ли мы назвать это по крайней мере "искусством"?
     Ваши соображения, пожалуйста.
    ***
     Брачный танец синелапых олуш, желание воочию увидеть который столь внезапно охватило миссис Онассис, не изменился ни на йоту за миллион лет.
     Как и сами эти птицы не научились бояться кого- или чего-либо. И не проявили ни малейшей склонности отказаться от полета и перейти на подводное плавание.
     Что же касается смысла, заключающегося в брачном танце олуш, то птицы эти в действительности суть огромные синелапые молекулы, и выбирать им в этом вопросе не дано. Сама их природа велит им танцевать так и никак иначе.


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

/ Полные произведения / Воннегут К. / Галапагосы


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis