Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Ломоносов М.В. / Избранные стихотворения

Избранные стихотворения [2/5]

  Скачать полное произведение

    Вы также украшать желаете себя.
     За тем прохладные поля свои любя,
     Вы рвете розы в них, вы рвете в них лилеи,
     Кладете их на грудь и вяжете круг шеи,
     Таков убор дает вам нежная весна!
     Но чем вы краситесь в другие времена,
     Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
     Или снегами вкруг глубокими белеют?
     Без оных что бы вам в нарядах помогло,
     Когда бы бисеру вам не дало Стекло?
     Любовников он к вам не меньше привлекает,
     Как блещущий алмаз богатых уязвляет.
     Или еще на вас в нем больше красота,
     Когда любезная в вас светит простота!

     Так в бисере Стекло подобяся жемчугу,
     Любимо по всему земному ходит кругу.
     Им красится народ в полунощных степях,
     Им красится Арап на южных берегах.
     В Америке живут, мы чаем, простаки,
     Что там драгой металл из сребреной реки
     Дают Европскому купечеству охотно
     И бисеру берут количество несчетно,
     Но тем, я думаю, они разумне нас,
     Что гонят от своих бедам причину глаз.
     Им оны времена не будут ввек забвенны,
     Как пали их отцы для злата побиенны.
     О коль ужасно зло! На то ли человек
     В незнаемых морях имел опасный бег,
     На то ли, разрушив естественны пределы,
     На утлом дереве обшел кругом свет целый,
     За тем ли он сошел на красны берега,
     Чтоб там себя явить свирепого врага?
     По тягостном труде, снесенном на пучине,
     Где предал он себя на произвол судьбине,
     Едва на твердый путь от бурь избыть успел,
     Военной бурей он внезапно зашумел.
     Уже горят Царей там древние жилища;
     Венцы врагам корысть, и плоть их вранам пища!
     И кости предков их из золотых гробов
     Чрез стены падают к смердящим трупам в ров!
     С перстнями руки прочь и головы с убранством
     Секут несытые и златом и тиранством.
     Иных, свирепствуя, в средину гонят гор
     Драгой металл изрыть из преглубоких нор.
     Смятение и страх, оковы, глад и раны,
     Что наложили им в работе их тираны,
     Препятствовали им подземну хлябь крепить,
     Чтоб тягота над ней могла недвижна быть.
     Обрушилась гора: лежат в ней погребенны
     Бесчастные! или поистине блаженны,
     Что вдруг избегли все бесчеловечных рук,
     Работы тяжкия, ругательства и мук!

     Оставив Кастиллан невинность так попранну,
     С богатством в отчество спешит по Океану,
     Надеясь оным всю Европу вдруг купить.
     Но златом волн морских не можно утолить.
     Подобный их сердцам Борей, подняв пучину,
     Навел их животу и варварству кончину:
     Погрязли в глубине, с сокровищем своим,
     На пищу преданы чудовищам морским.
     То бури, то враги толь часто их терзали,
     Что редко до брегов желанных достигали.
     О коль великий вред! От зла рождалось зло!
     Виной толиких бед бывало ли Стекло?
     Никак! Оно везде наш дух увеселяет:
     Полезно молодым и старым помогает.

     По долговременном теченьи наших дней
     Тупеет зрение ослабленных очей.
     Померкшее того не представляет чувство,
     Что кажет в тонкостях натура и искусство.
     Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг,
     Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
     Тогда противен день, веселие - досада!
     Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
     Оно способствием искусныя руки
     Подать нам зрение умеет чрез очки!
     Не дар ли мы в Стекле божественный имеем?
     Что честь достойную воздать ему коснеем?

     Взирая в древности народы изумленны,
     Что греет, топит, льет и светит огнь возжженный,
     Иные Божеску ему давали честь;
     Иные знать хотя, кто с неба мог принесть,
     Представили в своем мечтанье Прометея,
     Что многи на земли художества умея,
     Различные казал искусством чудеса:
     За то Минервою был взят на небеса,
     Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.
     Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки.
     Предерзкого к горе великой приковал
     И сильному орлу на растерзанье дал.
     Он сердце завсегда коварное терзает,
     На коем снова плоть на муку вырастает.
     Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит,
     И кровь чрез камни вниз текущая шумит.
     О коль несносна жизнь! Позорище ужасно!
     Но в просвещенны дни сей вымысл видим ясно.
     Пииты украшать хотя свои стихи,
     Описывали казнь за мнимые грехи.
     Мы пламень солнечный Стеклом здесь получаем
     И Прометея тем безбедно подражаем.
     Ругаясь подлости нескладных оных врак,
     Небесным без греха огнем курим табак;
     И только лишь о том мы думаем, жалея,
     Не свергла ль в пагубу наука Прометея?..
     Не злясь ли на него невежд свирепых полк,
     На знатны вымыслы сложил неправый толк?
     Не наблюдал ли звезд тогда сквозь Телескопы,
     Что ныне воскресил труд счастливой Европы?
     Не огнь ли он Стеклом умел сводить с небес
     И пагубу себе от Варваров нанес,
     Что предали на казнь, обнесши чародеем?
     Коль много таковых примеров мы имеем,
     Что зависть, скрыв себя под святости покров,
     И груба ревность с ней, на правду строя ков,
     От самой древности воюют многократно,
     Чем много знания погибло невозвратно!
     Коль точно знали б мы небесные страны,
     Движение планет, течение луны,
     Когда бы Аристарх завистливым Клеантом
     Не назван был в суде неистовым Гигантом,
     Дерзнувшим землю всю от тверди потрясти,
     Круг центра своего, круг солнца обнести,
     Дерзнувшим научать, что все домашни Боги
     Терпят великий труд всегдашния дороги:
     Вертится вкруг Нептун, Диана и Плутон
     И страждут ту же казнь, как дерзкий Иксион.
     И неподвижная земли Богиня Веста
     К упокоению сыскать не может места.
     Под видом ложным сих почтения Богов
     Закрыт был звездный мир чрез множество веков.
     Боясь падения неправой оной веры,
     Вели всегдашню брань с наукой лицемеры,
     Дабы она, открыв величество небес
     И разность дивную неведомых чудес,
     Не показала всем, что непостижна сила
     Единого Творца весь мир сей сотворила.
     Что Марс, Нептун, Зевес, все сонмище Богов
     Не стоят тучных жертв, ниже под жертву дров,
     Что агньцов и волов жрецы едят напрасно:
     Сие одно, сие казалось быть опасно!
     Оттоле землю все считали посреде.
     Астроном весь свой век в бесплодном был труде,
     Запутан циклами, пока восстал Коперник,
     Презритель зависти и варварству соперник.
     В средине всех Планет он солнце положил,
     Сугубое земли движение открыл:
     Одним круг центра путь вседневный совершает,
     Другим круг солнца год теченьем составляет.
     Он циклы истинной Системой растерзал
     И правду точностью явлений доказал.
     Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны,
     Преломленных лучей в Стекле познав законы,
     Разумный подлинно уверили весь свет,
     Коперник что учил, сомнения в том нет.
     Клеантов не боясь, мы пишем все согласно,
     Что истине они противятся напрасно.
     В безмерном углубя пространстве разум свой,
     Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной.
     Везде Божественну премудрость почитаем,
     В благоговении, весь дух свой погружаем,
     Чудимся быстрине, чудимся тишине,
     Что Бог устроил нам в безмерной глубине.
     В ужасной скорости и купно быть в покое,
     Кто чудо сотворит, кроме Его, такое?
     Нас больше таковы идеи веселят,
     Как, Божий некогда описывая град,
     Вечерний Августин {*} душею веселился.
     {* О граде божии, кн. 16, гл. 9. (Примеч. Ломоносова.)}
     О коль великим он восторгом бы пленился,
     Когда б разумну тварь толь тесно не включал,
     Под нами б жителей как здесь не отрицал,
     Без Математики вселенной бы не мерил!
     Что есть Америка, напрасно он не верил:
     Доказывает то подземный Католик,
     Кадя златой его в костелах новых лик.
     Уже Колумбу вслед, уже за Магелланом
     Круг света ходим мы великим Океаном
     И видим множество Божественных там дел,
     Земель и островов, людей, градов и сел,
     Незнаемых пред тем и странных нам животных,
     Зверей, и птиц, и рыб, плодов и трав несчетных.
     Возьмите сей пример, Клеанты, ясно вняв,
     Коль много Августин в сем мнении неправ;
     Он слово Божие употреблял {*} напрасно.
     {* О граде божии, кн. 16, гл. 9. (Примеч. Ломоносова.)}
     В Системе света вы то ж делаете власно.
     Во зрительных трубах Стекло являет нам,
     Колико дал Творец пространство небесам.
     Толь много солнцев в них пылающих сияет,
     Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.
     Круг солнца нашего, среди других планет,
     Земля с ходящею круг ней луной течет,
     Которую хотя весьма пространну знаем,
     Но в свету применив, как точку представляем.
     Коль созданных вещей пространно естество!
     О коль велико их создавше Божество!
     О коль велика к нам щедрот его пучина,
     Что н_а_ землю послал возлюбленного Сына!
     Не погнушался Он на малый шар сойти,
     Чтобы погибшего страданием спасти.
     Чем меньше мы Его щедрот достойны зримся,
     Тем больше благости и милости чудимся.
     Стекло приводит нас чрез Оптику к сему,
     Прогнав глубокую неведения тьму!
     Преломленных лучей пределы в нем неложны,
     Поставлены Творцем: другие невозможны.
     В благословенный наш и просвещенный век
     Чего не мог дойти по оным человек?

     Хоть острым взором нас природа одарила,
     Но близок оного конец имеет сила:
     Кром_е_, что в далеке не кажет нам вещей
     И собранных трубой он требует лучей,
     Коль многих тварей он еще не досягает,
     Которых малый рост пред нами сокрывает!
     Но в нынешних веках нам Микроскоп открыл,
     Что Бог в невидимых животных сотворил!
     Коль тонки члены их, составы, сердце, жилы
     И нервы, что хранят в себе животны силы!
     Не меньше, нежели в пучине тяжкий Кит,
     Нас малый червь частей сложением дивит.
     Велик Создатель наш в огромности небесной!
     Велик в строении червей, скудели тесной!
     Стеклом познали мы толики чудеса,
     Чем Он наполнил Понт, и воздух и леса.
     Прибавив рост вещей оно, коль нам потребно,
     Являет трав разбор и знание врачебно;
     Коль много Микроскоп нам тайностей открыл,
     Невидимых частиц и тонких в теле жил!

     Но что еще? уже в Стекле нам Барометры
     Хотят предвозвещать, коль скоро будут ветры,
     Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,
     Иль, облаки прогнав, их солнце осушит.
     Надежда наша в том обманами не льстится:
     Стекло поможет нам, и дело совершится.
     Открылись точно им движения светил;
     Чрез то ж откроется в погодах разность сил.
     Коль могут счастливы селяне быть оттоле,
     Когда не будет зной ни дождь опасен в поле!
     Какой способности ждать должно кораблям,
     Узнав, когда шуметь или молчать волнам,
     И плавать по морю безбедно и спокойно!
     Велико дело в сем и гор златых достойно!

     Далече до конца Стеклу достойных хвал,
     На кои целый год едва бы мне достал.
     За тем уже слова похвальны оставляю,
     И что об нем писал, то делом начинаю.
     Однако при конце не можно преминуть,
     Чтоб новых мне его чудес не помянуть.
     Что может смертным быть ужаснее удара,

     С которым молния из облак блещет яра?
     Услышав в темноте внезапный треск и шум
     И видя быстрый блеск, мятется слабый ум,
     От гневного часа желает где б укрыться,
     Причины оного исследовать страшится,
     Дабы истолковать что молния и гром,
     Такие мысли все считает он грехом.
     "На бич, - он говорит, - я посмотреть не смею,
     Когда грозит Отец нам яростью своею".
     Но как Он нас казнит, подняв в пучине вал,
     То грех ли то сказать, что ветром Он нагнал?
     Когда в Египте хлеб довольный не родился,
     То грех ли то сказать, что Нил там не разлился?
     Подобно надлежит о громе рассуждать.
     Но блеск и звук его, не дав главы поднять,
     Держал ученых смысл в смущении толиком,
     Что в заблуждении теряли путь великом
     И истинных причин достигнуть не могли,
     Поколе действ в Стекле подобных не нашли.
     Вертясь, Стеклянный шар дает удары с блеском,
     С громовым сходственны сверьканием и треском.
     Дивился сходству ум, но видя малость сил,
     До лета прошлого сомнителен в том был;
     Довольствуя одне чрез любопытство очи,
     Искал в том перемен приятных дни и ночи
     И больше в том одном рачения имел,
     Чтоб силою Стекла болезни одолел,
     И видел часто в том успехи вожделенны.
     О коль со древними дни наши несравненны!
     Внезапно чудный слух по всем странам течет,
     Что от громовых стрел опасности уж нет!
     Что та же сила туч гремящих мрак наводит,
     Котора от Стекла движением исходит,
     Что, зная правила, изысканны Стеклом,
     Мы можем отвратить от храмин наших гром.
     Единство оных сил доказано стократно.
     Мы лета ныне ждем приятного обратно:
     Тогда о истине Стекло уверит нас,
     Ужасный будет ли безбеден грома глас?
     Европа ныне в то всю мысль свою вперила
     И махины уже пристойны учредила.
     Я, следуя за ней, с Парнасских гор схожу,
     На время ко Стеклу весь труд свой приложу.

     Ходя за тайнами в искусстве и природе,
     Я слышу восхищен веселый глас в народе.
     Елисаветина повсюду похвала
     Гласит премудрости и щедрости дела.
     Златые времена! О кроткие законы!
     Народу Своему прощает миллионы
     И, пользу общую отечества прозря,
     Учению велит расшириться в моря,
     Умножив бодрость в нем щедротою Своею!
     А Ты, о Меценат, предстательством пред Нею
     Какой наукам путь стараешься открыть,
     Пред светом в том могу свидетель верный быть.
     Тебе похвальны все, приятны и любезны,
     Что тщатся постигать учения полезны.
     Мои посильные и малые труды
     Коль часто перед Ней воспоминаешь ты!
     Услышанному быть Ея кротчайшим слухом
     Есть новым в бытии животвориться духом!
     Кто кажет старых смысл во днях еще младых,
     Тот будет всем пример, дожив власов седых.
     Кто склонность в счастии и доброту являет,
     Тот счастие себе недвижно утверждает.
     Всяк чувствует в Тебе и хвалит обое,
     И небо чаемых покажет сбытие.

     1752

    
     * * *

     Отмщать завистнику меня вооружают,
     Хотя мне от него вреда отнюдь не чают.
     Когда зоилова хула мне не вредит,
     Могу ли на него за то я быть сердит?
     Однако ж осержусь! Я встал, ищу обуха;
     Уж поднял, я махну! А кто сидит тут? Муха!
     Коль жаль мне для нее напрасного труда.
     Бедняжка, ты летай, ты пой: мне нет вреда.

     1753

    
     К И<ВАНУ> И<ВАНОВИЧУ> Ш<УВАЛОВУ>

     Спасибо за грибы, челом за ананас,
     За вина сладкие; я рад, что не был квас.
     Российско кушанье сразилось с Перуанским,
     А если бы и квас влился в кишки с Шампанским,
     То сделался бы в них такой же разговор,
     Какой меж стряпчими в суде бывает спор.
     Я думал уж и так, что в брюхо .... забился,
     И, выпустить хотя, я чуть не надсадился.

     1753

    
     НА ИЗОБРЕТЕНИЕ РОГОВОЙ МУЗЫКИ

     Ловцов и пастухов меж селами отрада:
     Одне ловят зверей, другие смотрят стада.
     Охотник в рог ревет, пастух свистит в свирель.
     Тревожит оной Нимф; приятна тиха трель.
     Там шумный песий рев, а здесь у тихой речки
     Молоденьки блеют по матери овечки.
     Здесь нежность и покой, здесь царствует любовь;
     Охотнический шум, как Марсов, движет кровь.
     Но ныне к обойм вы, Нимфы, собирайтесь
     И равно обоей муз_ы_кой услаждайтесь:
     Что было грубости в охотничьих трубах,
     Нарышкин умягчил при наших берегах;
     Чего и дикие животны убегали,
     В том слухи нежные приятности сыскали.

     1753

    
     О СОМНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ
     буквы Г в Российском языке

     Бугристы берега, благоприятны влаги,
     О горы с гроздами, где греет юг ягнят,
     О грады, где торги, где мозгокружны браги
     И деньги, и гостей, и годы их губят.
     Драгие ангелы, пригожие богини,
     Бегущие всегда от гадкия гордыни,
     Пугливы голуби из мягкого гнезда,
     Угодность с негою, огромные чертоги,
     Недуги наглые и гнусные остроги,
     Богатство, нагота, слуги и господа,
     Угрюмы взглядами, игреки, пеги, смуглы,
     Багровые глаза, продолговаты, круглы;
     И кто горазд гадать и лгать, да не мигать,
     Играть, гулять, рыгать и ногти огрызать,
     Ногаи, б_о_лгары, гуроны, геты, гунны,
     Тугие головы, о _и_готи чугунны,
     Гневливые враги и гладкословный друг,
     Толпыги, щеголи, когда вам есть досуг,
     От вас совета жду, я вам даю на волю:
     Скажите, где быть _га_ и где стоять _глаголю_?

     1754

    
     ГИМН БОРОДЕ

     1

     Не роскошной я Венере,
     Не уродливой Химере
     В имнах жертву воздаю:
     Я похвальну песнь пою
     Волосам, от всех почтенным,
     По груди распространенным,
     Что под старость наших лет
     Уважают наш совет.

     Борода предорогая!
     Жаль, что ты не крещена
     И что тела часть срамная
     Тем тебе предпочтена.

     2

     Попечительна природа
     О блаженстве смертных рода
     Несравненной красотой
     Окружает бородой
     Путь, которым в мир приходим
     И наш первый взор возводим.
     Не явится борода,
     Не открыты ворота.

     Борода предорогая... и т. д.

     3

     Борода в казне доходы
     Умножает по вся годы.
     Керженцам любезный брат
     С радостью двойной оклад
     В сбор за оную приносит
     И с поклоном низким просит
     В вечный пропустить покой
     Безголовым с бородой.

     Борода предорогая... и т. д.

     4

     Не напрасно он дерзает,
     Верно свой прибыток знает:
     Лишь разгладит он усы,
     Смертной не боясь грозы,
     Скачут в пламень суеверы:
     Сколько с Оби и Печеры
     После них богатств домой
     Достает он бородой.

     Борода предорогая... и т. д.

     5

     О коль в свете ты блаженна,
     Борода, глазам замена!
     Люди обще говорят
     И по правде то твердят:
     Дураки, врали, проказы
     Были бы без ней безглазы,
     Им в глаза плевал бы всяк;
     Ею цел и здрав их зрак.

     Борода предорогая... и т. д.

     6

     Если правда, что планеты
     Нашему подобны светы,
     Конче в оных мудрецы
     И всех пуще там жрецы
     Уверяют бородою,
     Что нас нет здесь головою.
     Скажет кто: мы вправды тут,
     В струбе там того сожгут.

     Борода предорогая... и т. д.

     7

     Если кто невзрачен телом
     Или в разуме незрелом,
     Если в скудости рожден
     Либо чином не почтен, -
     Будет взрачен и рассуден,
     Знатен чином и не скуден
     Для великой бороды:
     Таковы ея плоды!

     Борода предорогая... и т. д.

     18

     О прикраса золотая,
     О прикраса даровая,
     Мать дородства и умов,
     Мать достатков и чинов,
     Корень действий невозможных,
     О завеса мнений ложных!
     Чем могу тебя почтить,
     Чем заслуги заплатить?

     Борода предорогая... и т. д.

     19

     Через многие расчесы
     Заплету тебя я в косы,
     И всю хитрость покажу,
     По всем модам наряжу.
     Через разные затеи
     Завивать хочу тупеи:
     Дайте ленты, кошелки
     И крупичатой муки.

     Борода предорогая... и т. д.

     10

     Ах, куда с добром деваться?
     Все уборы не вместятся:
     Для их многого числа
     Борода не доросла.
     Я крестьянам подражаю
     И как пашню удобряю.
     Борода, теперь прости,
     В жирной влажности расти.

     Борода предорогая!
     Жаль, что ты не крещена
     И что тела часть срамная
     Тем тебе предпочтена.

     1757

    
     ЗУБНИЦКОМУ

    
     Безбожник и ханжа, подметных писем враль!
     Твой мерзкий склад давно и смех нам и печаль:
     Печаль, что ты язык российский развращаешь,
     А смех, что ты тем злом затмить достойных чаешь.
     Наплюем мы на страм твоих поганых врак:
     Уже за 20 лет ты записной дурак;
     Давно изгага всем читать твои синички,
     Дорогу некошну, вонючие лисички;
     Никто не поминай нам подлости ходуль
     И к пьянству твоему потребных красоуль.
     Хоть ложной святостью ты бородой скрывался,
     Пробив, на злость твою взирая, улыбался:
     Учения его и чести и труда
     Не можешь повредить ни ты, ни борода.

     1757

    
     * * *

     Войну воспеть хочу в донских полях кроваву
     И князя, что воздвиг поправку нашу славу.

     1757

    
     К ПАХОМИЮ

     Пахомей говорит, что для святаго слова
     Риторика ничто, лишь совесть будь готова.
     Ты будешь Казнодей, лишь только стань попом
     И стыд весь отложи. Однако врешь, Пахом.
     На что риторику совсем пренебрегаешь?
     Ее лишь ты одну, и то худенько знаешь.
     Василий, Златоуст - церковные столпы -
     Учились долее, как нынешни попы:
     Гомера, Пиндара, Демосфена читали
     И проповедь свою их штилем предлагали;
     Натуру, общую всей протчей твари мать,
     Небес, земли, морей, старались испытать,
     Дабы Творца чрез то по мере сил постигнуть
     И важностью вещей сердца людски подвигнуть;
     Не ставили за стыд из басен выбирать,
     Чем к праведным делам возможно преклонять.
     Ты словом Божиим незнанье закрываешь
     И больше тех мужей у нас быть уповаешь;
     Ты думаешь, Пахом, что ты уж Златоуст!
     Но мы уверены о том, что мозг твой пуст.
     Нам слово Божие чувствительно, любезно
     И лишь во рте твоем бессильно, бесполезно.
     Нравоучением преславный Телемак
     Стократ полезнее твоих нескладных врак.

     1759

    
     <ЗЛОБНОЕ ПРИМИРЕНИЕ
     г<осподина> Сум<арокова>
     с г<осподином> Тред<иаковским>>

     С Сотином - что за вздор? - Аколаст примирился!
     Конечно, третий член к ним, леший, прилепился,
     Дабы три фурии, втеснившись на Парнас,
     Закрыли криком муз российских чистый глас.
     Коль много раз театр казал насмех Сотина,


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

/ Полные произведения / Ломоносов М.В. / Избранные стихотворения


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis