Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Гончаров И.А. / Обыкновенная история

Обыкновенная история [17/21]

  Скачать полное произведение

    - Я хотела послать папеньку в город к вам, - сказала она, - да не знала, где вы живете.
     - В город, ко мне? зачем?
     - Прекрасный вопрос! - сказала она обиженным тоном, - зачем? Проведать, не случилось ли с вами чего-нибудь, здоровы ли вы?..
     - Да что же вам?..
     - Что мне? Боже!
     - Что боже?
     - Как что!.. да ведь... у меня ваши книги есть... - Она смешалась. - Неделю не быть! - прибавила она.
     - Разве я непременно должен бывать здесь каждый день?
     - Непременно!
     - Зачем?
     - Зачем, зачем! - Она печально глядела на него и твердила: - зачем, зачем!
     Он взглянул на нее. Что это? слезы, смятение, и радость, и упреки? Она бледна, немного похудела, глаза покраснели.
     "Так вот что! уже! - подумал Александр, - я не ожидал так скоро!" Потом он громко засмеялся.
     - Зачем? - говорите вы. Послушайте... - продолжала она. У ней в глазах блеснула какая-то решимость. Она, по-видимому, готовилась сказать что-то важное, но в ту минуту подходил к ним ее отец.
     - До завтра, - сказала она, - завтра мне надо с вами поговорить; сегодня я не могу: сердце мое слишком полно... Завтра вы придете? да, слышите? вы не забудете нас? не покинете?..
     И побежала, не дождавшись ответа.
     Отец поглядел пристально на нее, потом на Адуева и покачал головой. Александр молча смотрел ей вслед. Он будто и жалел и досадовал на себя, что незаметно довел ее до этого положения; кровь бросилась ему не к сердцу, а в голову.
     "Она любит меня, - думал Александр, едучи домой. - Боже мой, какая скука! как это нелепо: теперь нельзя и приехать сюда, а в этом месте рыба славно клюет... досадно!"
     А между тем внутренне он, кажется, почему-то был не недоволен этим, стал весел и болтал поминутно с Костяковым.
     Услужливое воображение, как нарочно, рисовало ему портрет Лизы во весь рост, с роскошными плечами, с стройной талией, не забыло и ножку. В нем зашевелилось странное ощущение, опять по телу пробежала дрожь, но не добралась до души - и замерла. Он разобрал это ощущение от источника до самого конца.
     "Животное! - бормотал он про себя, - так вот какая мысль бродит у тебя в уме... а! обнаженные плечи, бюст, ножка... воспользоваться доверчивостью, неопытностью... обмануть... ну, хорошо, обмануть, а там что? - Та же скука, да еще, может быть, угрызение совести, а из чего? Нет! нет! не допущу себя, не доведу и ее... О, я тверд! чувствую в себе довольно чистоты души, благородства сердца... Я не паду во прах - и не увлеку ее".
     Лиза ждала его целый день с трепетом удовольствия, а потом сердце у ней сжалось; она оробела, сама не зная отчего, стала грустна и почти не желала прихода Александра. Когда же урочный час настал, а Александра не было, нетерпение ее превратилось в томительную тоску. С последним лучом солнца исчезла всякая надежда; она заплакала.
     На другой день опять ожила, опять с утра была весела, а к вечеру сердце стало пуще ныть и замирать и страхом, и надеждой. Опять не пришли.
     На третий, на четвертый день то же. А надежда все влекла ее на берег: чуть вдали покажется лодка или мелькнут по берегу две человеческие тени, она затрепещет и изнеможет под бременем радостного ожидания. Но когда увидит, что в лодке не они, что тени не их, она опустит уныло голову на грудь, отчаяние сильнее наляжет на душу... Через минуту опять коварная надежда шепчет ей утешительный предлог промедления - и сердце опять забьется ожиданием. А Александр медлил, как будто нарочно.
     Наконец, когда она, полубольная, с безнадежностью в душе, сидела однажды на своем месте под деревом, вдруг послышался ей шорох; она обернулась и задрожала от радостного испуга: перед ней, сложа руки крестом, стоял Александр.
     Она с радостными слезами протянула ему руки и долго не могла притти в себя. Он взял ее за руку и жадно, также с волнением, вглядывался ей в лицо.
     - Вы похудели! - сказал он тихо, - вы страдаете? - Она вздрогнула.
     - Как вы долго не были! - промолвила она.
     - А вы ждали меня?
     - Я? - с живостью отвечала она. - О, если б вы знали! . - Она докончила ответ крепким пожатием его руки.
     - А я пришел проститься с вами! - сказал он и остановился, наблюдая, что будет с ней.
     Она с испугом и недоверчивостью взглянула на него.
     - Неправда, - сказала она.
     - Правда! - отвечал он.
     - Послушайте! - вдруг заговорила она, робко оглядываясь во все стороны, - не уезжайте, ради бога, не уезжайте! я вам скажу тайну... Здесь нас увидит папенька из окошек: пойдемте к нам в сад, в беседку... она выходит в поле, я вас проведу.
     Они пошли. Александр не сводил глаз с ее плеч, стройной талии и чувствовал лихорадочную дрожь.
     "Что ж за важность, - думал он, идучи за ней, - что я пойду? ведь я так только... взгляну, как у них там, в беседке... отец звал же меня; ведь я мог бы итти прямо и открыто... но я далек от соблазна, ей-богу, далек, и докажу это: вот, нарочно пришел сказать, что еду... хотя и не еду никуда! - Нет, демон! меня не соблазнишь". Но тут, кажется, как будто Крылова бесенок, явившийся из-за печки затворнику*, шепнул и ему: "А зачем ты пришел сказать это? в этом не было надобности; ты бы не явился, и недели через две был бы забыт..."
     {Крылова бесенок, явившийся из-за печки затворнику, - Имеется в
     виду басня И. А. Крылова "Напраслина".}
     Но Александру казалось, что он поступает благородно, являясь на подвиг самоотвержения, бороться с соблазном лицом к лицу. Первым трофеем его победы над собой был поцелуй, похищенный им у Лизы, потом он обнял ее за талию, сказал, что никуда не едет, что выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему. Наконец, к довершению победы, он обещал на другой день явиться в этот же час в беседку. Идучи домой, он рассуждал о своем поступке, и его обдавало то холодом, то жаром. Он замирал от ужаса и не верил самому себе; наконец решился не быть завтра - и явился ранее назначенного часа.
     Это было в августе месяце. Уж смеркалось. Александр обещал быть в девять часов, а пришел в восемь, один, без удочки. Он, как вор, пробирался к беседке, то боязливо оглядывался, то бежал опрометью. Но кто-то опередил его. Тот тоже торопливо, запыхавшись, вбежал в беседку и сел на диван в темном углу.
     Александра как будто стерегли. Он тихо отворил дверь, в сильном волнении, на цыпочках, подошел к дивану и тихо взял за руку - отца Лизы. Александр вздрогнул, отскочил, хотел бежать, но старик поймал его за фалду и посадил насильно подле себя на диван.
     - Как это вы, батюшка, зашли сюда? - спросил он.
     - Я... за рыбой... - бормотал Александр, едва шевеля губами. Зубы у него стучали один о другой. Старик был вовсе не страшен, но Александр, как и всякий вор, пойманный на деле, дрожал, как в лихорадке.
     - За рыбой! - повторил старик насмешливо. - Знаете ли, что это значит ловить рыбу в мутной воде? Давно я замечаю за вами, и вот узнал вас наконец; а Лизу свою знаю с пелен: она добра и доверчива, а вы, вы опасный плут...
     Александр хотел встать, но старик удержал его за руку.
     - Да, батюшка, не погневайтесь. Вы прикинулись несчастным, притворно избегали Лизы, завлекли ее, уверились, да и хотели воспользоваться... Хорошее ли это дело? Как вас назвать?
     - Клянусь честью, я не предвидел последствий... - сказал Александр голосом глубокого убеждения, - я не хотел...
     Старик молчал несколько минут.
     - А может быть, и то! - сказал он, - может быть, вы не по любви, а так, от праздности, сбивали с толку бедную девочку, не зная сами, что из этого будет?.. удастся - хорошо, не удастся - нужды нет! В Петербурге много этаких молодцов... Знаете, как поступают с такими франтами?..
     Александр сидел, потупя взоры. У него недоставало духу оправдываться.
     - А сначала я думал лучше об вас, да ошибся, крепко ошибся! Видишь, ведь каким тихеньким прикинулся! слава богу, что спохватился вовремя... Слушайте: терять времени некогда; глупая девчонка, того и гляди, явится на свидание. Я вчера подкараулил вас. Не нужно, чтоб она видела нас вместе: вы уйдете и, разумеется, не воротитесь никогда; она подумает, что вы обманули ее, и это послужит ей уроком. Только смотрите, чтоб вас здесь никогда не было; найдите другое место для рыбной ловли, а не то... я провожу вас неласково... Счастье ваше, что Лиза еще может прямо глядеть мне в глаза; я целый день наблюдал за нею... иначе вы не этой дорогой вышли бы отсюда... Прощайте!
     Александр что-то хотел сказать, но старик отворил дверь и почти вытолкал его.
     Александр вышел, в каком положении - пусть судит читатель, если только ему не совестно будет на минуту поставить себя на его место. У моего героя брызнули даже слезы из глаз, слезы стыда, бешенства на самого себя, отчаяния...
     "Зачем я живу? - громко сказал он, - отвратительная убийственная жизнь! А я, я... нет! если у меня недостало твердости устоять против обольщения... то достанет духу прекратить это бесполезное, позорное существование..."
     Он скорыми шагами подошел к речке. Она была черна. По волнам перебегали какие-то длинные, фантастические, уродливые тени. Берег, где стоял Александр, был мелок.
     - Тут и умереть нельзя! - сказал он презрительно и пошел на мост, бывший оттуда во ста шагах. Александр облокотился на перила посредине моста и стал вглядываться в воду. Он мысленно прощался с жизнию, посылал вздохи к матери, благословлял тетку, даже простил Наденьку. Слезы умиления текли у него по щекам... Он закрыл лицо руками... Неизвестно, что бы он сделал, как вдруг мост заколебался у него под ногами; он оглянулся: боже мой! он на краю пропасти: перед ним зияет могила: половина моста отделилась и отплывает прочь... проходят барки; еще минута - и прощай! Он собрал все силы и сделал отчаянный прыжок... на ту сторону. Там он остановился, перевел дух и схватился за сердце.
     - Что, барин, испужался? - спросил его сторож.
     - Чего, братец, чуть было в середину не попал, - отвечал дрожащим голосом Александр.
     - Боже храни! долго ль до греха? - промолвил сторож, зевая, - в запрошлом лете один барочник и так упал.
     Александр пошел домой, придерживаясь рукой за сердце. Он по временам оглядывался на реку, на разведенный мост и, вздрагивая, тотчас же отворачивался и ускорял шаги.
     Между тем Лиза кокетливо одевалась, не брала с собой ни отца, ни няньки и каждый вечер просиживала до поздней ночи под деревом.
     Настали темные вечера: она все ждала; но о приятелях ни слуху, ни духу.
     Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега и реки опустели: не слышно было ни веселых песен, ни смеху, ни звонких голосов по берегам; лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве; только галки и вороны криком наводили уныние на душу; и рыба перестала клевать.
     А Лиза все ждала: ей непременно нужно было поговорить с Александром: открыть ему тайну. Она все сидела на скамье, под деревом, в кацавейке. Она похудела; глаза у ней немного впали; щеки были подвязаны платком. Так застал ее однажды отец.
     - Пойдем, полно тут сидеть, - сказал он, морщась и дрожа от холода, - посмотри, у тебя руки посинели; ты озябла. Лиза! слышишь ли? пойдем. - Куда?
     - Домой: мы сегодня переезжаем в город.
     - Зачем? - спросила она с удивлением.
     - Как зачем? осень на дворе; мы одни только остались на даче.
     - Ах, боже мой! - сказала она, - здесь и зимой будет хорошо: останемтесь.
     - Вот что еще вздумала! Полно, полно, пойдем!
     - Погодите! - сказала она умоляющим голосом, - еще воротятся красные дни.
     - Послушай! - отвечал отец, трепля ее по щеке и указывая на то место, где удили приятели, - они не воротятся...
     - Не... воротятся! - повторила она вопросительно-печальным голосом, потом подала отцу руку и тихо, склонив голову, пошла домой, оглядываясь по временам назад.
     А Адуев с Костяковым давно уже удили где-то в противоположной стороне от этого места. V
     Мало-помалу Александр успел забыть и Лизу, и неприятную сцену с ее отцом. Он опять стал покоен, даже весел, часто хохотал плоским шуткам Костякова. Его смешил взгляд этого человека на жизнь. Они строили даже планы уехать куда-нибудь подальше, выстроить на берегу реки, где много рыбы, хижину и прожить там остаток дней. Душа Александра опять стала утопать в тине скудных понятий и материального быта. Но судьба не дремала, и ему не удавалось утонуть совсем в этой тине.
     Осенью он получил от тетки записку с убедительнейшею просьбою проводить ее в концерт, потому что дядя был не совсем здоров. Приехал какой-то артист, европейская знаменитость.
     - Как, в концерт! - говорил Александр в сильной тревоге, - в концерт, опять в эту толпу, в самый блеск мишуры, лжи, притворства... нет, не поеду.
     - Поди, чай, еще пять рублев стоит, - заметил бывший тут Костяков.
     - Билет стоит пятнадцать рублей, - сказал Александр, - но я охотно бы дал пятьдесят, чтоб не ехать.
     - Пятнадцать! - закричал Костяков, всплеснув руками, - вот мошенники! анафемы! ездят сюда надувать пас, обирать деньги. Дармоеды проклятые! Не ездите, Александр Федорыч, плюньте! Добро бы вещь какая-нибудь: взял бы домой, на стол поставил или съел; а то послушал только, да и на: плати пятнадцать рублев! За пятнадцать рублев можно жеребенка купить.
     - Иногда за то, чтобы провести с удовольствием вечер, платят и дороже, - заметил Александр.
     - Провести вечер с удовольствием! Да знаете что: пойдемте в баню, славно проведем! Я всякий раз, как соскучусь, иду туда - и любо; пойдешь часов в шесть, а выйдешь в двенадцать, и погреешься, и тело почешешь, а иногда и знакомство приятное сведешь: придет духовное лицо, либо купец, либо офицер; заведут речь о торговле, что ли, или о преставлении света... и не вышел бы! а всего по шести гривен с человека! Не знают, где вечер провести!
     Но Александр поехал. Он со вздохом вытащил давно ненадеванный, прошлогодний фрак, натянул белые перчатки.
     - Перчатки пять рублев, итого двадцать? - считал Костяков, присутствовавший при туалете Адуева. - Двадцать рублев, так вот, в один вечер кинули! Послушать: эко диво!
     Александр отвык одеваться порядочно. Утром он ходил на службу в покойном вицмундире, вечером в старом сюртуке или в пальто. Ему было неловко во фраке. Там теснило, тут чего-то недоставало; шее было слишком жарко в атласном платке.
     Тетка встретила его приветливо, с чувством благодарности за то, что он решился для нее покинуть свое затворничество, но ни слова о его образе жизни и занятиях.
     Отыскав в зале место для Лизаветы Александровны, Адуев прислонился к колонне, под сенью какого-то плечистого меломана, и начал скучать. Он тихонько зевнул в руку, но не успел закрыть рта, как раздались оглушительные рукоплескания, приветствовавшие артиста. Александр и не взглянул на него.
     Заиграли интродукцию. Через несколько минут оркестр стал стихать. К последним его звукам прицепились чуть слышно другие, сначала резвые, игривые, как будто напоминавшие игры детства: слышались точно детские голоса, шумные, веселые; потом звуки стали плавнее и мужественнее; они, казалось, выражали юношескую беспечность, отвагу, избыток жизни и сил. Потом полились медленнее, тише, как будто передавали нежное излияние любви, задушевный разговор, и, ослабевая, мало-помалу, слились в страстный шопот и незаметно смолкли...
     Никто не смел пошевелиться. Масса людей замерла в безмолвии. Наконец вырвалось у всех единодушное ах! и шопотом пронеслось по зале. Толпа было зашевелилась, но вдруг звуки снова проснулись, полились crescendo [Усиливаясь - итал.], потоком, потом раздробились на тысячу каскадов и запрыгали, тесня и подавляя друг друга. Они гремели, будто упреками ревности, кипели бешенством страсти; ухо не успевало ловить их - и вдруг прервались, как точно у инструмента не стало более ни сил, ни голоса. Из-под смычка стал вырываться то глухой, отрывистый стон, то слышались плачущие, умоляющие звуки, и все окончилось болезненным, продолжительным вздохом. Сердце надрывалось: звуки как будто пели об обманутой любви и безнадежной тоске. Все страдания, вся скорбь души человеческой слышались в них.
     Александр трепетал. Он поднял голову и поглядел сквозь слезы через плечо соседа. Худощавый немец, согнувшись над своим инструментом, стоял перед толпой и могущественно повелевал ею. Он кончил и равнодушно отер платком руки и лоб. В зале раздался рев и страшные рукоплескания. И вдруг этот артист согнулся в свой черед перед толпой и начал униженно кланяться и благодарить.
     "И он поклоняется ей, - думал Александр, глядя с робостью на эту тысячеглавую гидру, - он, стоящий так высоко перед ней!.."
     Артист поднял смычок и - все мгновенно смолкло. Заколебавшаяся толпа слилась опять в одно неподвижное тело. Потекли другие звуки, величавые, торжественные; от этих звуков спина слушателя выпрямлялась, голова поднималась, нос вздергивался выше: они пробуждали в сердце гордость, рождали мечты о славе. Оркестр начал глухо вторить, как будто отдаленный гул толпы, как народная молва...
     Александр побледнел и поник головой. Эти звуки, как нарочно, внятно рассказывали ему прошедшее, всю жизнь его, горькую и обманутую.
     - Посмотри, какая мина у этого! - сказал кто-то, указывая на Александра, - я не понимаю, как можно так обнаружиться: я Паганини слыхал, да у меня и бровь не шевельнулась.
     Александр проклинал и приглашение тетки, и артиста, а более всего судьбу, что она не дает ему забыться.
     "И к чему? с какой целью? - думал он, - чего она добивается от меня? к чему напоминать мне мое бессилие, бесполезность прошедшего, которого не воротишь?"
     Проводив тетку до дому, он хотел было ехать к себе, но она удержала его за руку.
     - Неужели вы не зайдете? - спросила она с упреком.
     - Нет.
     - Отчего же?
     - Теперь уже поздно; когда-нибудь в другой раз,
     - И это вы мне отказываете?
     - Вам более, нежели кому-нибудь.
     - Почему же?
     - Долго говорить. Прощайте,
     - Полчаса, Александр, слышите? не более. Если откажете, значит вы никогда ни на волос не имели ко мне дружбы.
     Она просила с таким чувством, так убедительно, что у Александра не стало духу отказаться, и он пошел за ней, склонив голову. Петр Иваныч был у себя в кабинете.
     - Неужели я заслужила от вас одно пренебрежение, Александр? - спросила Лизавета Александровна, усадив его у камина.
     - Вы ошибаетесь: это не пренебрежение, - отвечал он.
     - Что же это значит? как это назвать: сколько раз я писала к вам, звала к себе, вы не шля, наконец перестали отвечать на записки.
     - Это не пренебрежение...
     - Что же?
     - Так! - сказал Александр и вздохнул. - Прощайте, ma tante.
     - Постойте! что я вам сделала? что с вами, Александр? Отчего вы такие? отчего -равнодушны ко всему, никуда не ходите, живете в обществе не по вас?
     - Да так, ma tante; этот образ жизни мне нравится; так покойно жить, хорошо; это по мне...
     - По вас? вы находите пищу для ума и сердца в такой жизни, с такими людьми? Александр кивнул головой.
     - Вы притворяетесь, Александр; вы чем-нибудь сильно огорчены, и молчите. Прежде, бывало, вы находили, кому поверить ваше горе; вы знали, что всегда найдете утешение или по крайней мере сочувствие; а теперь разве у вас никого уж нет?
     - Никого!..
     - Вы никому не верите?
     - Никому.
     - Разве вы не вспоминаете иногда о вашей матушке... о ее любви к вам... ласках?.. Неужели вам не приходило в голову, что, может быть, кто-нибудь и здесь любит вас, если не так, как она, то по крайней мере как сестра или, еще больше, как друг?
     - Прощайте, ma tante! - сказал он.
     - Прощайте, Александр: я вас не удерживаю более, - отвечала тетка. У ней навернулись слезы.
     Александр взял было шляпу, но потом положил и поглядел на Лизавету Александровну.
     - Нет, не могу бежать от вас: недостает сил! - сказал он, - что вы Делаете со мной?
     - Будьте опять прежним Александром, хоть на одну минуту. Расскажите, поверьте мне все...
     - Да, я не могу молчать перед вами: вам выскажу все, что у меня на душе, - сказал он.
     Вы спрашиваете, отчего я прячусь от людей, отчего я ко всему равнодушен, отчего не вижусь даже с вами?., отчего? Знайте же, что жизнь давно опротивела мне, и я избрал себе такой быт, где она меньше заметна. Я ничего не хочу, не ищу, кроме покоя, сна души. Я изведал всю пустоту и всю ничтожность жизни - и глубоко презираю ее. Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей*. Деятельность, хлопоты, заботы, развлечение - все надоело мне. Я ничего не хочу добиваться и искать; у меня нет цели, потому что к чему повлечешься, достигнешь - и увидишь, что все призрак. Радости для меня миновались; я к ним охладел. В образованном мире, с людьми, я сильнее чувствую невыгоды жизни, а у себя, один, вдалеке от толпы, я одеревенел: случись что хочет в этом сне - я не замечаю ни людей, ни себя. Я ничего не делаю и не вижу ни чужих, ни своих поступков - и покоен... мне все равно: счастья не может быть, а несчастье не проймет меня...
     {Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей - из
     "Евгения Онегина" А. С. Пушкина (гл. 1, строфа XLVI).}
     - Это ужасно! Александр, - сказала тетка, - в эти лета такое охлаждение ко всему...
     - Чему вы удивляетесь, ma tante? Отделитесь на минуту от тесного горизонта, в котором вы заключены, посмотрите на жизнь, на мир: что это такое?.. Что вчера велико, сегодня ничтожно; чего хотел вчера, не хочешь сегодня; вчерашний друг - сегодня враг. Стоит ли хлопотать из чего-нибудь, любить, привязываться, ссориться, мириться - словом, жить? не лучше ли спать и умом, и сердцем? Я и сплю, оттого и не хожу никуда, и к вам особенно... Я уснул было совсем, а вы будите и ум, и сердце, и толкаете их опять в омут. Если хотите видеть меня веселым, здоровым, может быть живым, даже, пожалуй, по понятиям дядюшки, счастливым, - оставьте меня там, где я теперь. Дайте успокоиться этим волнениям; пусть мечты улягутся, пусть ум оцепенеет совсем, сердце окаменеет, глаза отвыкнут от слез, губы от улыбки - и тогда, через год, через два, я приду к вам совсем готовый на всякое испытание; тогда не пробудите, как ни старайтесь, а теперь...
     Он сделал отчаянный жест.
     - Смотрите, Александр, - живо перебила тетка, - вы в одну минуту изменились; у вас слезы на глазах; вы еще все те же; не притворяйтесь же, не удерживайте чувства, дайте ему волю...
     - Зачем? я не буду лучше от этого? я буду только сильнее мучиться. Нынешний вечер уничтожил меня в собственных глазах. Я ясно понял, что не имею права никого винить в своей тоске. Я сам погубил свою жизнь. Я мечтал о славе, бог знает с чего, и пренебрег своим делом; я испортил свое скромное назначение и теперь не поправлю прошлого: поздно! Я бежал толпы, презирал ее, - а этот немец, с своей глубокой, сильной душой, с поэтической натурой, не отрекается от мира и не бежит от толпы: он гордится ее рукоплесканиями. Он понимает, что он едва заметное кольцо в бесконечной цепи человечества; он тоже все знает, что я: ему знакомы страдания. Слышали, как он рассказал в звуках всю жизнь: и радости, и горечь ее, и счастье, и скорбь души? она понятна ему. Как стал я сегодня вдруг мелок, ничтожен в собственных глазах, с своей тоской, страданиями!.. Он пробудил во мне горькое сознание, что я горд - и бессилен... Ах, зачем вы вызвали меня? Прощайте, пустите меня.
     - Чем же я виновата, Александр? неужели я могла пробудить в вас горькое чувство - я?..
     - Вот то-то и беда! ваше ангельское, доброе лицо, ma tante, кроткие речи, дружеское пожатие руки - все это смущает и трогает меня: мне хочется плакать, хочется опять жить, томиться... а зачем?
     - Как зачем? Останьтесь всегда с нами; и если вы считаете меня хоть немного достойною вашей дружбы, стало быть, вы найдете утешение и в другой; не одна я такая... вас оценят.
     - Да! вы думаете, это всегда будет утешать меня? вы думаете, я поверю этому минутному умилению? Вы, точно, женщина в благороднейшем смысле слова; вы созданы на радость, на счастье мужчины; да можно ли надеяться на это счастье? можно ли поручиться, что оно прочно, что сегодня, завтра судьба не обернет вверх дном этой счастливой жизни, - вот вопрос! Можно ли верить чему-нибудь и кому-нибудь, даже себе? Не лучше ли жить без всяких надежд и волнений, не ожидать ничего, не искать радостей и, стало быть, не оплакивать потерь?..
     - От судьбы вы нигде не уйдете, Александр: и там, где вы теперь, она все будет преследовать вас...
     - Да, правда; только там судьбе не над чем забавляться, больше забавляюсь я над нею: смотришь, то рыба сорвется с удочки, когда уж протянул к ней руку, то дождь пойдет, когда собрался за город, или погода хороша, да самому не хочется... ну, и смешно...
     У Лизаветы Александровны недоставало более возражений.
     - Вы женитесь... будете любить...- сказала она нерешительно.
     - Женюсь! вот еще! Неужели вы думаете, что я вверю свое счастье женщине, если б даже и полюбил ее, чего тоже быть не может? или неужели вы думаете, что я взялся бы сделать женщину счастливой? Нет, я знаю, что мы обманем друг друга и оба обманемся. Дядюшка Петр Иваныч и опыт научили меня...
     - Петр Иваныч! да, он много виноват! - сказала Лизавета Александровна со вздохом, - но вы имели право не слушать его... и были бы счастливы в супружестве...
     - Да, в деревне, конечно; а теперь... Нет, ma tante, супружество не для меня. Я теперь не могу притвориться, когда разлюблю и перестану быть счастлив; не могу также не увидеть, когда жена притворится; будем оба хитрить, как хитрите... например, вы и дядюшка...
     - Мы? - с изумлением и с испугом спросила Лизавета Александровна.
     - Да, вы! Скажите-ка, так ли вы счастливы, как мечтали некогда?
     - Не так, как мечтала... но счастлива иначе, нежели мечтала, разумнее, может быть, больше - не все ли это равно?.. - с замешательством отвечала Лизавета Александровна, - и вы тоже...
     - Разумнее! Ах, ma tante, не вы бы говорили: так дядюшкой и отзывается! Знаю я это счастье по его методе: разумнее - так, но больше ли? ведь у него все счастье, несчастья нет. Бог с ним! Нет! моя жизнь исчерпана; я устал, утомился жить...
     Оба замолчали. Александр поглядывал на шляпу; тетка придумывала, чем бы еще остановить его.
     - А талант! - вдруг сказала она с живостью.
     - Э! ma tante! охота вам смеяться надо мной! Вы забыли русскую пословицу: лежачего не бьют. У меня таланта нет, решительно нет. У меня есть чувство, была горячая голова; мечты я принял за творчество и творил. Недавно еще я нашел кое-что из старых грехов, прочел - и самому смешно стало. Дядюшка прав, что принудил меня сжечь все, что было. Ах, если б я мог воротить прошедшее! Не так я распорядился им.
     - Не разочаровывайтесь до конца! - сказала она, - всякому из нас послан тяжкий крест...
     - Кому это крест? - спросил Петр Иваныч, входя в комнату. - Здравствуй, Александр! тебе, что ли?
     Петр Иваныч сгорбился и шел, едва передвигая ноги.
     - Только не такой, как ты думаешь, - сказала Лизавета Александровна, - я говорю о тяжком кресте, который несет Александр...
     - Что он там еще несет? - спросил Петр Иваныч, опускаясь с величайшею осторожностью в кресла. - Ох! какая боль! что это за наказание!
     Лизавета Александровна помогла ему сесть, подложила под спину подушку, под ноги подвинула скамеечку.
     - Что с вами, дядюшка? - спросил Александр.
     - Видишь: тяжкий крест несу! Ох, поясница! Вот крест, так крест: дослужился-таки до него! Ох, боже мой!..
     - Вольно же тебе так много сидеть: ты знаешь здешний климат, - сказала Лизавета Александровна, - доктор велел больше ходить, так нет: утро пишет, а вечером в карты играет.
     - Что ж я стану, разиня рот, по улицам ходить да время терять?
     - Вот и наказан.
     - Этого здесь не минуешь, если хочешь заниматься делом. У кого не болит поясница? Это почти вроде знака отличия у всякого делового человека... ох! не разогнешь спины. Ну, что ты, Александр, делаешь?
     - Все то же, что прежде.
     - А! ну так у тебя поясница не заболит. Это удивительно, право!
     - Что ж ты удивляешься: не ты ли сам отчасти виноват, что он стал такой... - сказала Лизавета Александровна.
     - Я? вот это мне нравится! я приучил его ничего не делать!
     - Точно, дядюшка, вам нечему удивляться, - сказал Александр, - вы много помогли обстоятельствам сделать из меня то, что я теперь; но я вас не виню. Я сам виноват, что не умел или, лучше сказать, не мог воспользоваться вашими уроками как следует, потому что не был приготовлен к ним. Вы, может быть, отчасти виноваты тем, что поняли мою натуру с первого раза и, несмотря на то, хотели переработать ее; вы, как человек опытный, должны были видеть, что это невозможно... вы возбудили во мне борьбу двух различных взглядов на жизнь и не могли примирить их: что ж вышло? Все превратилось во мне в сомнение, в какой-то хаос.
     - Ох, поясница! - стонал Петр Иваныч. - Хаос! ну, вот из хаоса я и хотел сделать что-нибудь.


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

/ Полные произведения / Гончаров И.А. / Обыкновенная история


Смотрите также по произведению "Обыкновенная история":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis