Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Тургенев И.С. / Дворянское гнездо

Дворянское гнездо [17/22]

  Скачать полное произведение

    Ивана Петровича подверглись тяжким испытаниям" (речь идет о репрессиях после
    поражения восстания декабристов), а фраза: "прадед мой круто расправлялся с
    мужиками" заменена фразой: "прадед мой мужиков за ребра вешал" (как в
    автографе). Последние два исправления внесены рукой Тургенева в оттиск из
    журнальной публикации, подаренный автором П. В. Анненкову. Там же сделано
    еще одно исправление: восстановлены по автографу слова "перепоров всю
    деревню" (см. варианты ЧА к стр. 154, строка 9). В отличие от предыдущих
    поправок, последняя не перенесена автором в текст позднейших печатных
    изданий (см. об этом: С. М. Петров. Тургенев. Творческий путь. Гослитиздат,
    М., 1961, стр. 255).
     В 1874 в сцене прощания Лизы с Лаврецким, когда он просит у нее на
    память платок, выпущена реплика: "Возьмите, - поспешно проговорила Лиза" (в
    окончательном тексте платок падает из рук Лизы непроизвольно). На этой
    поправке Тургенев особенно настаивал в письме от 1-го декабря 1868 г. к
    переводчику "Дворянского гнезда" на английский язык Рольстону (Т, Письма, т.
    VII, стр. 247, 414; об этом же см.: Mazon, стр. 32-33).
     Процесс работы писателя нашел отражение и в пометах, сделанных автором
    на полях рукописи. Иногда это записи, намечающие дальнейший ход
    повествования. Таковы, например, пометы: "NB. О том, как ведут себя матери"
    - перед рассказом о разлуке Маланьи с сыном. "NB. Глафира будет скитаться"
    (этот план не осуществлен). В других случаях это следы повторного чтения
    рукописи - пометы о необходимости переделок. Так, на л. 18 автографа против
    перечеркнутого рассказа о дилетантизме Паншина стоит на полях помета: "Не
    после ли?" В других местах Тургенев делает на полях против не
    удовлетворившего его места пометы: "Проще!" (в сцене ночного свидания Лизы и
    Лаврецкого), "Злее!" (в разговоре Лизы и Лаврецкого о долге и смирении) - и
    в соответствии с этими пометами переделывает текст.
     Встречаются на полях автографа и характерные для Тургенева записи
    важных для него мыслей, отдельных фраз, целых эпизодов, которые сначала
    просто фиксируются автором для памяти, а затем по ходу повествования
    органически вводятся в текст. Например, в начале главы XI, где
    рассказывается о первых шагах Лаврецкого после смерти отца, на полях
    автографа имеется помета: "NB. Главное, он чувствовал себя нравственно
    вывихнутым". Эти слова зачеркнуты и нище добавлено: "Потом". Наиболее
    подходящее место для этих слов писатель нашел в главе XXV, в сцене встречи
    Лаврецкого с Михалевичем. Опередила повествование и записанная на полях
    автографа фраза: "Плотина прорвалась" (тоже о Лаврецком). Она введена
    автором в текст через страницу. Характерная памятная запись сделана на одной
    из страниц главы XV: "NB. Сударик! (Дядя, лаская Катю)" {В Спасском, когда
    Тургенев работал над романом, жил дядя писателя H. H. Тургенев с семьей.}. И
    ниже: "Каждый человек самому себе на съедение предан" {Источник афоризма
    указан Тургеневым в письме к Я. П. Полонскому от 9/21 ноября 1869 г.:
    "Сколько раз в жизни мне случается припоминать слова, сказанные мне одним
    старым мужиком: "Коли человек сам бы себя не истреблял - кто его истребить
    может?"" (Т, Письма, т. VIII, Э 2410).}. Никакого отношения к смежному
    тексту эта запись на полях не имеет. Очевидно, автор записал на рукописи про
    запас только что услышанные и понравившиеся ему выражения. Первое из них
    введено в текст в главе XX (слова крепостного старика Антона), второе - в
    главе XXXVI (тоже слова Антона).
     Ряд помет на полях и в тексте позволяет судить о работе писателя над
    композицией романа. Тексту в автографе предшествует подробное оглавление (по
    рукописи) той части романа, которая находится в первой тетради (кончая
    главой XII второй части) {На листе с оглавлением Тургенев сделал помету:
    "Продолжение в другой книжке", но во второй тетради его нет.}. По этому
    оглавлению и правке, в нем произведенной, а также по пометам в самом тексте
    автографа видно, как менялась композиция романа в процессе работы.
     Первоначально текст романа разделялся на две части (не по расположению
    в тетрадях, а по содержанию). В окончательной редакции, как известно, роман
    состоит из 45 глав без всякого деления на части. На начальной стадии работы,
    отравившейся в черновом автографе, первая часть состояла из 18 глав, вторая
    - из 16 глав и эпилога. Первая часть кончалась главой XXVII окончательной
    редакции (вестью о смерти Варвары Павловны). Затем Тургенев разбивает одну
    из глав первой части (одиннадцатую по первоначальной нумерации) на две главы
    (XII и XIII в окончательной редакции) и вводит в первую часть еще одну
    дополнительную главу (по первоначальной нумерации пятнадцатую,
    соответствующую нынешней главе XX) {Пятнадцатая глава первой части записана
    Тургеневым без всякой связи с предыдущим текстом (в качестве вставки с
    отсылкой к предшествующим страницам) после текста главы III второй части
    окончательной редакции (главы XXX). Эта вставка, содержащая описание тихой,
    естественной жизни в Васильевском, имеет существенное значение для концепции
    романа.}. После этих изменений первая часть романа в автографе содержит 20
    глав, вторая - 16 глав и эпилог. Таков первый этап работы, отраженный и в
    оглавлении.
     В первопечатном тексте романа (журнальная редакция 1859 г.) уже нет
    деления на части и общее количество глав увеличилось с 36 (сумма обеих
    частей, без эпилога) до 45 (тоже без эпилога). В автографе сохранились следы
    и этой перестройки композиции. Увеличение количества глав произошло за счет
    дробления некоторых больших глав первоначального текста и за счет введения в
    текст второй части дополнительной главы (глава XXXV по новой нумерации,
    описание детства Лизы), отсутствующей в автографе {О роли этой главы в
    композиционной системе романа см.: И. И. Виноградов. Проблемы содержания и
    формы литературного произведения. Изд. Московского гос. университета, 1958,
    стр. 202.}. Главы X и XI, XII и XIII, XV и XVI, XVII и XVIII, XXII и XXIII
    (по новой нумерации) образовались путем разделения глав, в автографе
    представленных еще в слитном тексте, но с пометами на полях рукописи против
    тех мест, где в новой редакции проходит граница раздела: "Глава", "Гл." (в
    одном случае поставлена короткая черта). Эти пометы, поскольку новое деление
    не отражено в оглавлении, появились, по-видимому, перед изготовлением
    наборной копии. Между главами XXVI и XXVII, XXXII и XXXIII (по новой
    нумерации), которые тоже возникли в результате деления больших глав первой
    редакции, в соответствующих местах автографа никаких помет нет. Надо
    полагать, что решение разделить эти главы явилось у Тургенева еще позднее,
    когда производилась и другая правка в тексте романа, не отраженная в
    автографе.
     Еще одно композиционное изменение касается главы XLIV (по новой
    нумерации), по рукописи главы XVI второй части. Границы этой последней в
    романе главы были Тургеневым передвинуты еще в автографе. Первоначально
    глава XVI начиналась после слов Лизы: "Прощайте, прощайте! - повторила она,
    еще ниже спустила вуаль и почти бегом пустилась вперед" (см. стр. 282).
    Затем Тургенев дописал эпизод встречи Лаврецкого с Леммом; отделив
    предшествующий текст линейкой, добавил эпизод отъезда Лаврецкого с женой в
    Лаврики и только тогда начал главу XVI.
     Изменена в окончательном тексте и композиция эпилога. Эпизод последнего
    приезда Лаврецкого в дом Калитиных предшествует в автографе сведениям о
    других персонажах романа. Произведение кончается в рукописи характеристикой
    жалкой и опустившейся фигуры генерала Коробьина и словами: "Видно, так уж на
    свете устроено, что каждому человеку чего-нибудь да недостает" (см. варианты
    ЧА, стр. 378).
     Черновой автограф представляет ценнейший материал для установления
    творческой истории "Дворянского гнезда". Прежде всего, он дает возможность с
    большой точностью определить время работы писателя над этим произведением.
    Кроме хронологических помет, сделанных самим автором на рукописи {На обложке
    первой тетради, содержащей автограф произведения, написано: ""Дворянское
    гнездо", повесть Ивана Тургенева. Задумана в начале 1856-го года; долго
    очень не принимался за нее, все вертел ее в голове; начал вырабатывать ее
    летом 1858-го года в Спасском. Кончена в понедельник, 27-го октября 1858-го
    года в Спасском". В конце рукописи эти сведения повторяются с некоторым
    уточнением: "[Кон.]. С. Спасское, 27-го октября 1858, в 1 час пополудни,
    накануне того дня, когда мне стукнет 40 лет". Впервые воспроизведено: Mazon,
    стр. 15.}, имеются косвенные данные о том или ином этапе работы писателя над
    романом. Как свидетельствует характер правки, произведенной в рукописи,
    Тургенев неоднократно обращался к тексту, исправляя, дополняя и
    совершенствуя его. Чернила, почерк и расположение поправок позволяют
    выделить первичный этап работы, когда писатель, находясь в Спасском,
    создавал первый вариант текста, еще достаточно тесно связанный с замыслом
    1856 г. (насколько можно судить по сходству с другими произведениями этого
    периода) и значительно более краткий по объему, чем окончательная редакция.
    На этом этапе автор, уже довольно четко представлявший себе основные черты
    действующих лиц и общий план произведения (обычный для Тургенева
    "формулярный список" персонажей "Дворянского гнезда" и план романа до нас не
    дошли), стремился лучшим образом "разместить" задуманное, иногда меняя по
    ходу работы детали отдельных сюжетных ситуаций или подробности
    характеристик. Например, вначале слепой отец Лаврецкого метался в поисках
    исцеления не по городам России, а за границей; слух о смерти Варвары
    Павловны Лаврецкой в первом варианте распространяла она сама и т. п. На
    первом же этапе, как всегда у Тургенева, тщательно отрабатывалась и
    стилистическая ткань произведения.
     Автограф содержит интересный материал для суждений о художественном
    мастерстве Тургенева-романиста. Правка текста, система этой правки делают
    очевидным процесс поисков наиболее выразительных средств повествования,
    позволяют судить о художественной требовательности писателя, о его
    необыкновенной чуткости к слову.
     Сравнительное сопоставление интенсивности правки в различных частях
    автографа приводит к заключению, что с наибольшей затратой труда на первом
    этапе создания романа писатель вырабатывал текст в тех местах, где говорится
    о Лемме, о Паншине, о Варваре Павловне {П. В. Анненков, хорошо знавший, как
    шла работа Тургенева над романом, отмечает: "Паншин этот, по выделке, по
    обилию и роскоши второстепенных подробностей, может быть, уступает в романе
    только изображению "львицы" Варвары Павловны, обработанному автором с
    изумительной тщательностью" (П. В. Анненков. Воспоминания и критические
    очерки, отд. II. СПб., 1879, стр. 202).}. Результатом длительных поисков
    явились и известные нам по окончательному тексту описания душевного
    состояния Лаврецкого в момент зарождения его первой любви и в пору
    горестного известия об измене жены. Почти каждая строка в этих эпизодах
    имеет по несколько вариантов, иногда до 8 (см. варианты к стр. 170, строки
    10-12).
     С такой же взыскательностью относится Тургенев к своим пейзажным
    зарисовкам. Упорная правка обращает на себя внимание в частности в тех
    местах, где описывается путь Лаврецкого в Васильевское, старый сад родового
    имения, весеннее пробуждение природы в день смерти старика Лаврецкого.
     Второй этап работы Тургенева определяется по содержанию некоторых
    дополнений, а также по расположению этих дополнений на полях рукописи. По
    воспоминаниям П. В. Анненкова, И. А. Гончарова и другим свидетельствам,
    известно, когда и какие замечания были сделаны Тургеневу после чтения
    рукописи в узком кругу литераторов в Петербурге (см. об этом ниже). Многие
    вставки представляют собой прямые отклики на эти замечания.
     О третьем этапе сигнализируют те места текста, которые отсутствуют в
    автографе, но появились в окончательной редакции. Последние доделки Тургенев
    произвел уже в наборной рукописи романа перед отправкой ее в редакцию
    журнала или в корректуре.
     Кроме хронологических уточнений, черновой автограф "Дворянского гнезда"
    дополняет наше представление о творческой истории этого произведения с точки
    зрения эволюции его замысла, дает возможность проследить за тем, как,
    видоизменяясь и созревая по ходу работы, воплощалась мысль писателя в
    художественных образах, как преломлялись в творческом процессе современная
    автору идеологическая и политическая жизнь, журнальная полемика, отдельные
    биографические моменты.
    
    
    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА."
    
     Известный нам текст романа создавался на протяжении нескольких месяцев,
    начиная с середины июня 1858 г., когда писатель приехал в Спасское, до
    середины декабря того же года, когда в Петербурге были им закончены
    последние исправления. Но замысел произведения, по собственному признанию
    Тургенева, относится к 1856 г.
     Первое упоминание о "Дворянском гнезде" как о повести,
    предназначавшейся для "Современника", содержится в письме Тургенева к И. И.
    Панаеву от 3/15 октября 1856 г.: "Моя новая большая повесть поспеет, если я
    буду жив и здоров, к Новому году", - сообщает автор. Через три недели, 25
    октября/6 ноября, он о том же пишет из Парижа В. П. Боткину: "...у меня уже
    совсем сложен в голове план романа, и я набросал первые сцены...". Сообщение
    о задуманной им "очень большой повести" повторяется и в письме Тургенева к
    M. H. Лонгинову от 7/19 ноября 1856 г. Но в середине декабря творческий
    подъем писателя заметно падает: постоянные недомогания мешают ему работать
    -и 16/28 декабря 1856 г. он сообщает И. И. Панаеву о том, что не закончит
    свою большую повесть к февральскому номеру "Современника" и что повесть эта
    отложена в сторону (Т, Письма, т. III, стр. 18, 23, 36, 59).
     Всю зиму 1856/57 г. Тургенев болел и жаловался на падение
    работоспособности. Единственное его произведение этой поры - "Поездка в
    Полесье". Тяжелые настроения, владевшие писателем в это время, привели к
    решительному отказу от прежних творческих замыслов. Так, 17 февраля/1 марта
    1857 г. Тургенев сообщает В. П. Боткину, что он уничтожил все свои
    начинания, планы и т. д. (там же, т. III, стр. 91-92).
     Возможно, что вместе с другими материалами были уничтожены и первые
    наброски будущего "Дворянского гнезда". Каковы были эти первые наброски и
    планы - сказать трудно, данных об этом не сохранилось. Можно только
    предположить, что в этой первой редакции произведение имело другое название.
     В письме к английскому переводчику "Дворянского гнезда" В. Рольстону от
    8 декабря н. ст. 1868 г. Тургенев сообщает: "Я нахожу, что заглавие "Лиза"
    очень удачное, тем более, что название "Дворянское гнездо" - не совсем
    точное и было выбрано не мной, а моим издателем" (Т, Письма, т. VII, стр.
    251, 415). В черновом автографе романа заглавие "Дворянское гнездо" написано
    рукой Тургенева. По всей вероятности, говоря о другом заглавии, писатель
    имел в виду первоначальный замысел 1856 г. Но и в 1856 году самое понятие
    "дворянского гнезда" как синонима дворянской усадьбы {О родовых гнездах в
    том же значении говорится в самом тексте романа (слова Глафиры Петровны, гл.
    XV).} было только повторением устойчивой у Тургенева формулы. В рассказе
    "Мой сосед Радилов" (1847) Тургенев сам дает толкование этого понятия:
    "Прадеды наши, при выборе места для жительства, непременно отбивали десятины
    две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями. Лет через пятьдесят,
    много семьдесят, эти усадьбы, "дворянские гнезда", понемногу исчезали с лица
    земли..." (см. наст, изд., т. IV, стр. 53). Образ "гнезда" в применении к
    собственной судьбе Тургенева неоднократно встречается в письмах его к разным
    адресатам (см. Т, Письма, т. 1, стр. 41).
     Расширительное значение названия "Дворянское гнездо", оттенявшее
    социальную принадлежность действующих лиц романа, было замечено в критике П.
    В. Анненковым, который усмотрел в этом названии оттенок горькой иронии
    писателя по отношению к кругу поместного дворянства {П. В. Анненков.
    "Дворянское гнездо". Роман И. С. Тургенева. - P Вести, 1859, т. XXII. Э 8.
    стр. 532.}. Социальный аспект, характерный для "Дворянского гнезда",
    очевидно, существовал уже и в замысле 1856 года. Сообщая в письме к В. П.
    Боткину об отказе от прежних замыслов, Тургенев не случайно сопоставляет
    двух "писателей с тенденциями": одного, якобы уходящего со сцены, т. е.
    самого себя; и второго, пришедшего ему на смену - M. E. Салтыкова-Щедрина,
    автора "Губернских очерков".
     Новые упоминания о "Дворянском гнезде" в переписке Тургенева появляются
    только в конце 1857 г. 22 декабря ст. ст.
     1857 г. Тургенев, незадолго до того окончивший "Асю", в письме к Е. Е.
    Ламберт рассказывает о своих новых литературных замыслах: "Я теперь занят
    другою, большою повестью, главное лицо которой - девушка, существо
    религиозное..." 1/13 января
     1858 г. в письме к Панаеву Тургенев обещает привезти повесть к маю;
    18/30 января сообщает о том, что он занят большой повестью, Некрасову ("план
    ее известен Боткину и весьма им одобрен...") и в письме ему же от 27 марта/8
    апреля обещает привезти свою "штуку" весной (Т, Письма, т. III, стр. 179,
    186, 190,208).
     Все это время Тургенев жил в Риме, где, по словам писателя, застали его
    первые вести о намерении правительства освободить крестьян. Вести эти горячо
    были встречены соотечественниками, находившимися тогда в Риме вместе с
    Тургеневым (В. А. Черкасский, Н. Я. Ростовцев, В. П. Боткин и другие), -
    устраивались сходки, произносились речи, обсуждалась идея создания
    специального журнала для освещения важнейших сторон "жизненного вопроса" (Т,
    Письма, т. III, стр. 544, 546). Тургенев и сам пишет в это время "Записку об
    издании журнала "Хозяйственный указатель"". Весной 1857 г. писатель
    отправляется в путешествие по Италии, посещает Германию и Францию; в начале
    мая он едет в Лондон к Герцену и только 27 мая (8 июня) 1858 г. возвращается
    в Россию.
     Напряженная работа над "Дворянским гнездом", самый процесс написания
    романа начались после возвращения писателя на родину, в спокойной обстановке
    жизни в Спасском. Но и предшествующий период, насыщенный разнообразными
    впечатлениями, - частые переезды в новые места, встречи с многими людьми,
    беседы с Черкасским, Боткиным, Анненковым, Герценом, с другими
    современниками, олицетворявшими мысль и дух века; размышления о событиях,
    происходивших в русской общественной жизни, о развертывавшейся подготовке к
    освобождению крестьян, о роли дворянства в атом процессе, - был периодом
    интенсивного накопления материала и вынашивания основных образов и идей
    романа.
     П. В. Анненков, встречавшийся с Тургеневым весной 1858 г. в Дрездене,
    так характеризует в своих воспоминаниях этот этап, весьма знаменательный в
    истории создания романа: "^Дворянское гнездо" зрело в уме Тургенева <...>
    Тургенев обладал способностью в частых и продолжительных своих переездах
    обдумывать нити будущих рассказов, так же точно, как создавать сцены и
    намечать подробности описаний, не прерывая горячих бесед кругом себя и часто
    участвуя в них весьма деятельно" (Анненков, стр. 424). Первое сообщение из
    Спасского о "Дворянском гнезде" мы находим в письме Тургенева к Н. X.
    Кетчеру от 30 июня/12 июля: "...Я охочусь (не совсем удачно) и работаю много
    - тоже не знаю - удачно ли?" Более подробно рассказывается о том же в письме
    к П. Виардо от 30 июля/Il августа 1858 г.: "Вот что я делал в течение
    прошедших девяти дней: я много трудился над романом, который начал и надеюсь
    окончить к наступлению зимы". И далее: "Я упомянул Вам о романе, который
    начал писать. Как бы я был счастлив, если бы мог изложить Вам его план,
    представить характеры, поставленную мною перед собой цель и проч. <...> Я
    чувствую себя в настроении для работы, а между тем жар молодости уже покинул
    меня; я пишу с каким-то удивительным для себя спокойствием: лишь бы оно не
    отразилось на самом произведении!" (Т, Письма, т. III, стр. 226, 230-231,
    421).
     Затем сообщения о романе, как и вообще деятельная переписка,
    прерываются почти на месяц, - очевидно, в это время и шла самая горячая и
    безотрывная работа писателя. 25 августа/6 сентября Тургенев пишет А. В.
    Дружинину: "Я прибуду в Петербург - если буду жив и здоров - к 20-му
    октября. Надеюсь окончить к тому времени довольно большую вещь, над которой
    сижу теперь, - и подвергну ее на суд ареопага, который будет состоять из
    Вас, Боткина (он тоже хочет вернуться), великого Анненкова и Писемского"
    (там же, стр. 234). А 17/29 сентября в письме Н. А. Некрасову Тургенев
    отодвигает возможный срок свидания в Петербурге до последних чисел октября:
    "Я оттого так долго намерен здесь пробыть, что мне не хочется выехать, не
    кончивши большой повести (вдвое больше "Рудина"), - которую я писал в
    теченье лета", - добавляет он (там же, стр. 236).
     11/23 октября этот срок - конец октября - снова отодвигается писателем.
    "Я буду в Петербурге - если бог даст - к 8 ноября и привезу повесть", -
    сообщает он Некрасову, с которым ведет переговоры о согласии напечатать
    "Дворянское гнездо" в "Современнике" при условии, если Некрасов вернет
    Тургеневу "позволение печатать 2-ое издание "Записок охотника"" (Т, Письма,
    т. III, стр. 243, 575, примеч. 4).
     Точных сведений о дате приезда Тургенева в Петербург в 1858 г. нет, но,
    судя по его переписке, это произошло около 10 ноября ст. ст. (см. Т, Письма,
    т. III, стр. 249-252). О том, как складывалась дальше работа над романом,
    можно судить по отрывочным сведениям, содержащимся в письмах, в
    воспоминаниях литературных друзей Тургенева и по состоянию черновой
    рукописи. В один из декабрьских предновогодних понедельников 1858 г. (вернее
    всего, это было 8 декабря ст. ст. - ср. Т, Письма, т. III, стр. 253 и 581 )
    Тургенев сообщил E. E. Ламберт о том, что его новая повесть, как он чаще
    всего называет "Дворянское гнездо", уже читалась и обсуждалась друзьями.
    "Анненков за меня (так как у меня нет голоса) прочел мою повесть моим
    литературным собратьям; они остались вообще довольны - но я хотел бы
    услышать суд не литератора, именно Ваш суд". Из той же записки мы узнаем,
    что рукопись романа еще не была отправлена в журнал, но автор явно спешил
    это сделать ("теперь придется ее отдать в печать, не подвергнув ее Вашему
    суду; по крайней мере я надеюсь быть в состоянии привезти Вам корректурные
    листы <...> и, в случае надобности, сделаю перемены").
     Следовательно, основные доделки и "перемены" были уже к этому времени
    осуществлены и прежде всего - правка, которую повлекло за собой дружеское
    обсуждение романа в литературном "ареопаге". Во всяком случае 10/22 декабря
    1858 г. Тургенев уже сообщал Каткову, что он принялся за другую вещь - за
    статью "Гамлет и Дон-Кихот", которая с 1856 г. писалась параллельно с
    "Дворянским гнездом" (точнее - Тургенев постоянно обращался то к ней, то к
    "Дворянскому гнезду" после окончания работы над "Фаустом", "Поездкой в
    Полесье", "Асей"). По-видимому, и на этот раз писатель обратился снова к
    статье после завершения работы над "Дворянским гнездом". Зная, когда
    состоялось чтение, и памятуя, что 1 января 1859 г. было получено уже
    цензурное разрешение на тот номер журнала, где печатался роман (это значит,
    что произведение должно было поступить в редакцию около середины декабря {В
    письме Н. А. Добролюбова к С. Т. Славутинскому от 14 (26) декабря 1858 г.
    сообщается о том, что роман Тургенева получил одобрение "всех читавших" и
    что сам Добролюбов "читал пока лишь несколько глав, которые действительно
    производят сильное впечатление" ("Огни", кн. 1. Пг., 1916, стр. 39). Из
    этого сообщения видно, что к 14 (26) декабря рукопись романа была уже
    перебелена, читалась и, по всей вероятности, была уже сдана в редакцию
    "Современника", где Добролюбов и начал с ней знакомиться.}), мы можем
    установить время работы Тургенева над основным текстом романа на ее втором,
    наиболее значительном этапе.
     Точных сведений о дате этого чтения не сохранилось, но по совокупности
    довольно расплывчатых хронологических свидетельств И. А. Гончарова ("однажды
    осенью", после возвращения Тургенева в Петербург, но не сразу, как все
    ожидали, а некоторое время спустя - из-за болезни писателя) {Гончаров.
    Необыкновенная история, стр. 19.}, П. В. Анненкова ("В один зимний вечер" -
    1858 г.) {Анненков, стр. 425.}, а также по названному выше письму Тургенева
    к E. E. Ламберт можно заключить, что коллективное чтение и обсуждение
    литераторами "Дворянского гнезда" состоялись в конце ноября - начале декабря
    1858 г.
     В литературу, посвященную "Дворянскому гнезду", вкрались и долгое время
    служили источником для различных умозаключений ошибочные сведения о дате
    чтения, состоявшегося якобы 28 и 29 декабря ст. ст. 1858 г. {В письме к А.
    В. Дружинину от 25 августа/6 сентября 1858 г. Тургенев называет желательных
    участников обсуждения нового романа, а в письме к П. В. Анненкову от 19
    февраля/3 марта 1878 г. вспоминает о тех, кто действительно присутствовал на
    чтении.} Ошибка эта произошла из-за неправильно понятой записи в "Дневнике"
    Никитенко, где под датой 28 декабря (суббота) сообщается: "Был у И. С.
    Тургенева. Он написал новый роман совершенно в художественном направлении.
    Вот это хорошо! Пора перестать делать из литературы только деловые записки о
    казусных происшествиях и считать ее исключительно исправительным бичом".
    Никаких указаний на то, что Никитенко был у Тургенева во время коллективного
    чтения и обсуждения "Дворянского гнезда", здесь нет, как нет и вообще в
    мемуарной литературе указаний на то, что Никитенко находился среди
    присутствовавших на чтении.
     Если судить по словам самого Тургенева {H. M. Гутьяр. Хронологическая
    канва для биографии Тургенева. - Сборник Отделения русского языка и
    словесности ИАН, т. LXXXVII, Э 2, СПб., 1910, стр. 37; Клемап, Летопись,
    стр. 102; Т, СС, т. II, стр. 321; А. В. Никитенко. Дневник, т. II.
    Гослитиздат, 1955, комментарии, стр. 570; комментарии к изданию: Анненков,
    стр. 629.}, а также по воспоминаниям П. В. Анненкова и И. А. Гончарова, на
    коллективном чтении, кроме этих трех лиц, присутствовали H. A. Некрасов, В.
    П. Боткин, И. И. Панаев, С. С. Дудышкин, Н. Н. Тютчев, И. И. Маслов, М. А.
    Языков, А. Ф. Писемский и А. В. Дружинин {Из сохранившихся свидетельств
    участников чтения обычно не учитывается письмо А. Ф. Писемского к А. Н.
    Майкову от 24 ноября ст. ст. 1858 г., где автор, сообщая о многих
    литературных новостях Петербурга, говорит только о приезде и серьезной
    болезни Тургенева, ни словом не упоминая о его романе (А. Ф. Писемский.
    Письма. Изд. АН СССР, М. - Л., 1936, стр. 127. Литературный архив). Из этого
    следует, что чтение состоялось не ранее 24 ноября. Близкой датой (26 ноября)
    кончается последняя запись 1858 г. в неопубликованном "Дневнике" А. В.
    Дружинина. Здесь тоже упоминаются многие литературные события, встречи и
    обеды, но ничего не говорится о "Дворянском гнезде" (ЦГАЛИ, ф. 167, он. 3, Э
    108).}.
     Литературный "ареопаг", как его называл Тургенев, отнесся к новому
    роману писателя чрезвычайно благосклонно. П. В. Анненков в "Литературных
    воспоминаниях" так рассказывает об этом знаменательном для автора событии:
     "В один зимний вечер 1858 года Тургенев пригласил Некрасова, Дружинина
    и нескольких литераторов в свою квартиру с намерением познакомить их с новым
    своим произведением. Сам он читать не мог, нашив себе сильнейший бронхит и
    получив предписание от врача своего, доктора Шипулинского, не только не
    читать ничего для публики, но даже и не разговаривать с приятелями.
    Присужденный к безусловному молчанию, Тургенев завел аспидную доску и
    вступал посредством нее в беседу с нами, иногда даже очень продолжительную,
    что с некоторым навыком происходило довольно ловко и быстро. Чтение романа
    поручено было мне; оно заняло два вечера" {Анненков, стр. 425. Последнее
    утверждение поддерживается надписью Тургенева на оттиске из журнальной
    публикации "Дворянского гнезда", подаренном П. В. Анненкову: "Павлу
    Васильевичу Анненкову на память двукратного чтения в очках во время моей
    безголосицы. От любящего его автора" (Библиотека ИРЛИ).}.
     По воспоминаниям того же Анненкова, мнением которого Тургенев особенно
    дорожил {Боясь, что Анненков уедет из Петербурга и не будет участвовать в
    обсуждении "Дворянского гнезда", Тургенев писал А. В. Дружинину из Спасского
    10/22 октября 1858 г.: "Объясните ему, как это будет для меня и неприятно и
    дорого; употребите Ваше красноречие, пустите в ход лафит, дружбу, ростбиф,
    литературу, шампанское и обязанность перед отечеством; удержите его в
    Петербурге, - и благодарность пламенного сердца да будет Вашей наградой!"
    (Т, Письма, т. III, стр. 241-242).}, автор был удовлетворен во время
    обсуждения "всеми отзывами о произведении и еще более кой-какими
    критическими замечаниями, которые тоже все носили сочувственный и хвалебный
    оттенок" {Анненков, стр. 425.}. Анненков не приводит самих отзывов - ни
    своего, ни других лиц, но из писем и воспоминаний И. А. Гончарова видно, что


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

/ Полные произведения / Тургенев И.С. / Дворянское гнездо


Смотрите также по произведению "Дворянское гнездо":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis