Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Экзамены 2008 / Комплекты тем 2008

Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2007/2008 учебном году

№1

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
2. «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф. Анненский). (По пьесеМ. Горького «На дне».)
3. а) Авторское отношение к братьям Кирсановым. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Образ Лаврецкого в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
4. Мир природы в лирике С.А. Есенина.
5. «Искренность – дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта» (В.В.Вересаев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№2

1. Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ начала первого акта пьесы М. Горького «На дне».)
2. а) Что сближает теорию Раскольникова с жизненной философией Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Что привлекает Раскольникова в Сонечке Мармеладовой? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
б) В чем смысл финала романа Ф.М. Достоевского «Идиот»?
3. Авторский идеал в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
4. Характер лирической героини поэзии А.А. Ахматовой.
Мир женской души в лирике А.А. Ахматовой.
5. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г Чернышевский). (По одному илинескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№3

1. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…».
2. «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О.Э. Мандельштам.)
3. Образ Наполеона и проблема личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
4. Смысл заглавия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
5. «Во всем есть черта, за которую перейти опасно, ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№4

1. а) Представление в варьете. (Анализ 12-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Тревожная жизнь Города (Анализ 4-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)
2. В чем своеобразие композиции поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
Против чего протестует герой поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
3. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова.
4. Поэт и Родина в лирике А.А. Ахматовой.
5. «Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо почувствовать его горе» (Д.И. Писарев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.).

№5

1. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно».
2. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни…» (М.Горький). (По рассказам А.П.Чехова.)
3. а) Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
б) Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М.Достоевского «Идиот».
4. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.
5. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№6

1. Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет».
Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Никого небудет в доме…».
2. Как раскрывается тема «русского бунта» в романе А.С. Пушкина«Капитанская дочка»?
3. Природа и любовь в лирике А.А. Фета.
Тема любви в лирике А.А. Фета
4. Своеобразие конфликта в пьесе М. Горького «На дне».
Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
5. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№7

1. а) Первый разговор Ивана Бездомного с мастером. (Анализ 13-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Гибель Най-Турса и спасение Николки. (Анализ эпизода из 11-й главы второй части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)
2. «Молчалин – замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» (Н.В. Гоголь).
3. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
4. Особенности лирического героя поэзии С.А. Есенина.
5. «Святыни бывают различные, и различна их иерархия. Но бесспорно среди них место Родины» (Б.К.Зайцев). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

№8

1. Восприятие и истолкование стихотворения В.А. Жуковского «Море».
2. а) Что позволяет Кабанихе и Дикому самодурствовать? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза».)
б) Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»?
3. Печорин и Вернер: сходство и противоположность натур. (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)
Печорин и Грушницкий в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)
4. Тема «страшного мира» в поэзии А.А. Блока.
5. «Счастье …обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном найдет свое счастье в другом» (Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№9

1. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16 шестой части книги третьей романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9 книги первой романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)
2. «Чехов довел до виртуозности… обыкновенное изображение обыкновенной жизни» (В.В.Розанов). (По рассказам А.П.Чехова.)
3. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
4. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.
5. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№10

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи».
Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Ахматовой «Родная земля».
2. В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
3. Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
4. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
Тема жизни и смерти в поэзии С.А. Есенина.
5. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№11

1. Разговор Чичикова с Коробочкой о продаже «мертвых душ». (Анализ эпизода из третьей главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Разговор Чичикова с Маниловым о продаже «мертвых душ». (Анализ эпизода из второй главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
2. «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…»(И.С. Тургенев).
3. Философская глубина лирики Ф.И. Тютчева.
4. Новаторство поэзии В.В.Маяковского.
5. «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство –сильнее всего» (Ф.М.Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

№12

1. Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 4, часть 2, главы 12, 13.)
Салон Анны Павловны Шерер. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 3.)
2. В чем смысл названия поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?
3. Трагическое и комическое комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Тема любви в лирике М.И.Цветаевой.
5. «Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, славным, а в том, чтобы соблюсти душу» (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№13

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило...».
2. «Пастернак… увлекал за собою читателя в лабиринты образов и мыслей, выражая сложность человеческой психики, ее многоплановость»(С.С.Аверинцев).
3. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)
4. Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
5. «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его раздался смех» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№14

1. Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода из шестой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
2. «Со времен Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин» (Б.Л. Пастернак) (По лирике С.А. Есенина).
3. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Тема любви в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
б) Тема пошлого мира в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».
4. Философские мотивы лирики А.А. Ахматовой.
Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой
5. «Ложь перед самим собою – это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью» (Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№15

1. Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно».
2. Почему роман Обломова с Ольгой Ильинской не получил счастливой развязки? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
3. Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.
4. Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».
5. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№16

1. а) Наказание Никанора Ивановича. (Анализ 9-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Тайники Лисовича. (Анализ эпизода из 3-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)
Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6-й главы повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».)
2. В чём своеобразие раскрытия темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?
3. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
4. Образ Матрены и тема праведности в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
5. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русскойлитературы ХIХ века.)

№17

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…».
2. «Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г. Паустовский).
3. а) Образы Катерины и Кабанихи в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
б) Образы Паратова и Карандышева в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».
4. Образ родины в лирике С.А. Есенина.
5. «Человек – целый мир…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

№18

1. Пьер в имении князя Андрея (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 2, главы 11, 12.)
Князь Андрей в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 3, глава 2.) 18
2. В чем своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?
3. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.
5. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№19

1. Сцена разоблачения Молчалина (Анализ 11-13-го явлений четвертого действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
2. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю.Н. Тынянов).
3. Образ Савелия, богатыря святорусского, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
4. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
Проблема нравственного выбора в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
5. «Великим писателям всегда открывались образы национальной жизни, имеющие значение существенное и непреходящее» (Н.А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIX века)

№20

1. Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти…».
2. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Народ и власть в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.
5. «Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою» (Л.Н. Толстой).(По одному или нескольким произведениям русской литературы XIXвека.)

№21

1. Бал в зале ресторации (дневниковая запись 22-го мая). (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. «Поэзия Ахматовой – лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А.Т. Твардовский).
3. Тема духовного падения человека в рассказах А.П. Чехова.
Образ доктора Старцева в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
4. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)
5. «В любви душа вскрывается до дна, /Яснеет в ней святая глубина,/ Где все единственно и не случайно» (В.Я.Брюсов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№22

1. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума».
2. В чем своеобразие спора о человеке и правде в пьесе М.Горького «На дне»?
Как соотносятся образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
3. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
4. а) Образ Маргариты и его место в системе персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
б) Сны героев и их связь с проблематикой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».
Черты революционной эпохи в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
5. «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

№23

1. а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из 2-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ эпизода из 7-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)
Роспуск мортирного дивизиона. Анализ эпизода из 7-й главы первой части романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».
2. «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров). (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
3. Тема любви в поэзии Н.А. Некрасова.
4. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.
Нравственная проблематика в произведениях современной русской и родной литературы. (На примере двух произведений).
5. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

№24

1. а) Разговор Раскольникова с Соней. (Анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
б) Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной. (Анализ эпизода из главы 16 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)
2. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По одному или нескольким рассказам М.Горького)
3. Образ поэта-избранника в лирике М.Ю. Лермонтова.
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.
4. Загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
5. «…Ничто не проходит бесследно и … каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№25

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»).
2. «Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайшийпоэт евангельской любви» (Д.С. Мережковский). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)
3. Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Символика и ее роль в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
5. «Человеку не избежать труда и тревоги духовной борьбы, потому что в этом и состоит достоинство… человеческого существа» (С. Л. Франк). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIXвека.)

№26

1. Именины Татьяны. (Анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
2. В чем смысл противопоставления Данко и Ларры в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»?
3. а) Борис и Тихон в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
б) Тема «маленького человека» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».
4. Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака.
5. «Человек живет на свете не зря и не напрасно. И если от его дела все вокруг становится лучше, то это для него и есть самая большая удача»(А.Н. Арбузов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№27

1. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»).
2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов).
3. Образ жестокого мира в драматургии А.Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)
4. Тема любви в прозе М.А. Булгакова. (По роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)
5. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом…» (А.П. Чехов).(По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№28

1. Последний разговор Печорина с княжной Мери. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. В чем своеобразие раскрытия темы войны в творчестве А.Т. Твардовского?
3. Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Тема любви в поэзии А.А. Блока.
5. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№29

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Блока «Россия».
2. «Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною…» (В.Г.Белинский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
3. Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
4. Тема любви в лирике С.А. Есенина.
5. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее» (И.С.Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№30

1. а) Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. (Анализ главы 19 второй части книги первой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».)
б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».)
Поединок атамана банды с красным командиром. (Анализ главы 6 рассказа М.А. Шолохова «Родинка».)
2. «Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца…» (В.Г. Белинский). (По лирике В.А. Жуковского.)
3. Финал романа и его связь с проблематикой произведения. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
4. Своеобразие сюжета и конфликта поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
5. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н. А. Добролюбов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

№31

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…».
2. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
3. Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов».
4. Лирический герой ранней поэзии В.В. Маяковского.
Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В. Маяковского «Во весь голос».
5. «Все люди живут – сознательно или бессознательно – в силу своего принципа, своего идеала, то есть в силу того, что они почитают правдою, красотою, добром» (И.С.Тургенев). (По одному или несколькимпроизведениям русской литературы ХХ века.)

№32

1. Дуэль Онегина с Ленским. (Анализ эпизода из 6-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
2. «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности… он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым» (М.Горький).
3. а) Мнимые последователи Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
б) Образ Лизы Калитиной в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
4. Изображение революции в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
5. «Пойми живой язык природы – /И скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№33

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Бесы».
2. а) В чем разница позиций Иешуа и Понтия Пилата в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?
б) В чем смысл финала романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»?
Образ профессора Преображенского в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
3. Путь духовных исканий Пьера Безухова. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
4. Тема времени в драматургии А.П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад» или «Три сестры».)
5. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы XXвека.)

№34

1. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 1, главы 4 и 5.)
Размышления князя Андрея в дороге. (Анализ эпизодов из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 3, главы 1 и 3.
2. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В.Маяковского?
Каким вам представляется лирический герой поэзии В.В.Маяковского?
3. Особенности конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Трагедия русской деревни в поэзии С.А. Есенина.
5. «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П. Чехов). (По одному или несколькимпроизведениям русской литературы XIX века.)

№35

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Блока «Незнакомка».
2. «В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы» (Д.С. Лихачев). (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
3. Поколение «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
5. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№36

1. Объяснение Чацкого с Софьей (Анализ 1-го явления третьего действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
2. а) В чём сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
б) В чём сложность взаимоотношений Лизы Калитиной и Лаврецкого? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)
3. Проблема человека и среды в рассказах А.П. Чехова.
4. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.
5. «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н.А. Бердяев). (По одному илинескольким произведениям русской литературы XX века.)

№37

1. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
2. «Она [Ахматова] смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.А. Бродский).
3. а) Лужин как двойник Раскольникова (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
«Униженные» и «оскорбленные» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
б) Образ Аглаи в романе Ф.М.Достоевского «Идиот».
4. Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)
5. «Высшая задача таланта – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни» (В.О.Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№38

1. а) Разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ главы 2 части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
б) Неожиданный визит Настасьи Филипповны. (Анализ глав 9 и 10 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)
2. «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямом взаимодействии с новизной содержания» (Л.К.Долгополов). (По поэме А.А. Блока «Двенадцать»)
3. Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Образ Молчалина в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Философская глубина лирики М.И.Цветаевой.
Темы и образы лирики М.И.Цветаевой.
5. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№39

1. Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 3, часть 2, глава 25.)
2. «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей – перед ними все равны» (А.Т.Твардовский). (По одному или нескольким прозаическим произведениям И.А.Бунина).
3. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.
5. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А.А. Бестужев- Марлинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

№40

1. Восприятие и истолкование стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
Восприятие и истолкование стихотворения С.А. Есенина «Письмо матери».
2. Почему «Евгений Онегин» назван А.С. Пушкиным «свободным романом»?
3. Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа И.А. Гончарова.
4. а) Образ Лопахина в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».
5. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№41

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…».
2. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет» (А.А. Блок). (По одному или нескольким произведениям И.А.Бунина).
3. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
4. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
5. «Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А.П.Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№42

1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…».
Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…».
2. «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И.Чуковский). (По рассказам А.П.Чехова.)
3. Образ Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Образ Бэлы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4. Автор и его герой в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
5. «В созданиях поэта люди… находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали…» (В.Г.Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№43

1. а) Объяснение Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из 25-й главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Сцена в саду после спора Кирсанова с Базаровым. (Анализ эпизода из 11- й главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Спор Лаврецкого и Паншина. (Анализ эпизода из 33-й главы романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)
2. Каковы особенности композиции поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?
3. Образ природы в лирике М.Ю. Лермонтова.
4. Тема русской деревни в одном из произведений современной отечественной прозы.
Тема деревни в современной русской и родной литературе. (На примере двух произведений).
5. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№44

1. Восприятие и истолкование стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».
2. «Достоевский был большой мастер в обнаружении последствий лживых идей» (Н.А. Бердяев). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)
3. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
4. Проблематика одного из произведений А.И. Солженицына.
5. «У всякого человека должно быть то, что он мог бы любить, во что он мог бы верить, что осмысливало бы его жизнь» (Л.Н.Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№45

1. Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. (Анализ эпизода из 1-й главы четвертой части романа И.А. Гончарова «Обломов».)
Предыстория Обломова. (Анализ 5-й главы первой части романа И.А. Гончарова «Обломов».)
2. Какие вечные ценности утверждаются в поэзии В.А.Жуковского?
3. Образы русских князей в «Слове о полку Игореве».
4. Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».
Нравственная проблематика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
5. «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота» (А.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№46

1. Восприятие и истолкование стихотворения М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…».
2. «Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…» (В.Г. Белинский). (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Пьер Безухов и Андрей Болконский: что объединяет и различает героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
4. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
5. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость» (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

№47

1. а) Встреча Маргариты с Азазелло в Александровском саду. (Анализ 19-й главы второй части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Возвращение Мышлаевского. (Анализ 14-й главы третьей части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)
Результаты воспитания Шарикова. («Из дневника доктора Борменталя»). (Анализ фрагмента повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема Родины?
3. Идейно-художественное своеобразие одной из сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина.
Проблематика одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. «Гримасы быта» в сатирической поэзии В.В. Маяковского.
Темы и образы сатирической поэзии В.В. Маяковского
5. «Творец всегда изображается в своем творении и часто – против воли своей» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№48

1. а) Приезд Аркадия и Базарова в усадьбу Одинцовой. (Анализ 16-й главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
Приезд Базарова в усадьбу Кирсановых. (Анализ 4-й главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
б) Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого.
2. «Маяковский входит в историю русской поэзии как крупнейший, после Пушкина и Некрасова, реформатор русского литературного языка» (А.А.Сурков).
3. Своеобразие сюжета и проблематики одной из баллад В.А. Жуковского.
4. Счастье и трагедия любви в прозе И.А.Бунина.
5. «Важно не то, что во всяком человеке есть зачатки добра и зла, а то, что из двух в ком пересилит» (В.С. Соловьев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№49

1. а) Жизнь Григория «в новом, женатом положении». (Анализ главы 3 второй части книги первой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Сцена «бабьего бунта» в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33 книги первой.)
2. а) «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н. Страхов). (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) «Драматизм его [Лаврецкого] положения заключается… в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба
действительно устрашит самого энергического и смелого человека» (Н.А. Добролюбов). (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)
3. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Мир природы в лирике Б.Л. Пастернака.
5. «Человек создан так, что величайшее наслаждение из всех, ему дарованных, он испытывает, делая добро…» (П.Я.Чаадаев). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

№50

1. Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..».
Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…».
2. а) В чём причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
б) В чем причина драмы Ларисы в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»?
3. Тема чести и бесчестия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
4. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова.
Два типа культуры в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница».
5. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№51

1. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…».
2. а) В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».)
б) Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М.А. Шолохова «Поднятая целина».)
Какое значение имела встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)
3. Герои-«недотепы» в драматургии А.П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад» или «Три сестры».)
Комические образы и ситуации в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»)
4. Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы.
Природа и человек в современной русской и родной литературе. (На примере двух произведений).
5. «…Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек становится лучше, и еще по тому… насколько от неё в душе светлеет» (Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

№52

1. а) Прощание Катерины с Тихоном (Анализ 3-5-го явлений второго действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)
б) Разговор Карандышева с Ларисой. (Анализ 4-го явления первого действия пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».)
2. а) Как изображены Ершалаим и Москва в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
б) Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»?
3. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
4. Образ современника в одном из произведений отечественной прозы последних десятилетий.
Тема природы в творчестве В.Г. Распутина.
5. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№54

1. Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
2. «Одна из загадок «Ревизора» – почему глупый и простодушный Хлестаков водит за нос умного по-своему и опытного в делах городничего» (Ю. М. Лотман). (По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».)
3. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
4. Человек на войне. (По одному из произведений современных писателей о войне).
Проблема нравственного выбора в произведениях современной русской и родной литературы о войне. (На примере двух произведений).
5. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
1. Восприятие и истолкование стихотворения О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…».
2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием»(И.Ф. Анненский). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)
3. Образ Ленского в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
4. Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века.
Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)
5. «Народ не есть механическая бесформенная масса, народ есть некий организм, обладающий характером, дисциплиной сознания и дисциплиной воли, знающий, чего он хочет». (Н.А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

№55

1. Восприятие и истолкование стихотворения С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…».
Восприятие и истолкование стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
2. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» (В.Н. Майков).
3. Иллюзии героев чеховской драматургии и суровая реальность жизни. (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» или «Три сестры».)
4. а) Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
б) Образ дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».
Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
5. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№56

1. Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!».
2. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Что значат для Печорина любовь и дружба? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. а) Трагедия семьи Мармеладова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Причины преступления Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
б) Трагедия Настасьи Филипповны. (По роману Ф.М.Достоевского «Идиот».)
4. Философская проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Проблема смысла жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
5. «Общественное значение писателя… в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственныенеурядицы…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№57

1. Драка в ночлежке. (Анализ финала третьего акта пьесы М.Горького «На дне», начиная с ремарки «Из окна Костылевых доносится крик Наташи»).
2. Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
3. Новаторство поэзии А.А.Фета.
Образ природы в поэзии А.А.Фета?
4. Тема любви в прозе А.И. Куприна.
5. «Каждый человек есть художник своей собственной жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом» (С.Н.Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№58

1. Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».
Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!».
2. а) В чём смысл эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Крушение теории Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
б) В чем сложность взаимоотношений князя Мышкина и Настасьи Филипповны? (По роману Ф.М.Достоевского «Идиот».)
3. Образ природы в лирике А. С. Пушкина
4. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
5. «Снисхождение должно быть первою добродетелью. Снисхождение в речах, в поступках, в мыслях: оно-то дает эту прелесть доброты, которая едва ли не любезнее всего на свете…» (К.Н. Батюшков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

№59

1. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2 восьмой части книги четвертой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 книги второй романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».)
2. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
3. Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова
Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова.
4. Тема революции в поэзии В.В. Маяковского.
5. «Себялюбие – самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№60

1. а) Отъезд из имения. (Анализ действия 4 пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».)
б) Сцена в саду. (Анализ действия 4 пьесы А.П. Чехова «Три сестры».)
2. Какие ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
3. Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Партизанская война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
4. Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького.
5. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

2003-2019 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis