Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Критика / Тютчев Ф.И. / Разное / Федор Иванович Тютчев

Федор Иванович Тютчев [6/6]

  Скачать критическую статью

    Автор статьи: Аксаков И.С.

    Собрав, отбрасывает прочь.
     И бездна нам обнажена
     С своими страхами и мглами,
     И нет преград меж ей и нами:
     Вот отчего нам ночь страшна.
    
     Но нам особенно нравятся следующие стихи:
    
     О чем ты воешь, ветр ночной?
     О чем так сетуешь безумно?
     Что значит странный голос твой,
     То глухо-жалобный, то шумной?
     Понятным сердцу языком
     Твердишь о непонятной муке,
     И ноешь, и взрываешь в нем
     Порой неистовые звуки!
    
     О, страшных песен сих не пой
     Про древний хаос, про родимый!
     Как жадно мир души ночной
     Внимает повести любимой!
     Из смертной рвется он груди
     И с беспредельным жаждет слиться...
     О, бурь уснувших не буди:
     Под ними хаос шевелится!
    
     Кажется, прочитав однажды это стихотворение, трудно будет не припомнить его всякой раз, как услышишь завыванье ночного ветра.
     Сколько глубокой мысли в его "Весне"!.. Выпишем несколько строф:
    
     Весна - она о вас не знает,
     О вас, о горе и о зле.
     Бессмертьем взор ея сияет
     И ни морщины на челе!
     Своим законам лишь послушна,
     В условный час слетает к нам
     Светла, блаженно-равнодушна,
     Как подобает божествам!
    
     .........................
    
     Не о былом вздыхают розы,
     И соловей в тени поет, -
     Благоухающие слезы
     Не о былом Аврора льет,
     И страх кончины неизбежный
     Не свеет с древа ни листа:
     Их жизнь, как океан безбрежный,
     Вся в настоящем разлита,
     Игра и жертва жизни частной,
     Приди ж, отвергни чувств обман
     И ринься, бодрый, самовластный,
     В сей животворный океан.
     Приди - струей его эфирной
     Омой страдальческую грудь
     И жизни божески-всемирной
     Хотя на миг причастен будь!
    
     Приведем еще стихотворение: "Сон на море" - замечательное красотой формы и смелостью образов, которые могли быть созданы фантазией только мыслителя-художника.
    
     И море и буря качали наш челн;
     Я сонный был предан всей прихоти волн,
     И две беспредельности были во мне,
     И мной своенравно играли оне.
     Кругом, как кимвалы, звучали скалы,
     И ветры свистели, и пели валы.
     Я в хаосе звуков летал оглушен,
     Над хаосом звуков носился мой сон:
     Болезненно-яркий, волшебно-немой,
     Он веял легко над гремящею тьмой.
     В лучах огневицы развил он свой мир:
     Земля зеленела, светился эфир,
     Сады, лабиринты, чертоги, столпы,
     И чудился шорох несметной толпы.
     Я много узнал мне неведомых лиц,
     Зрел тварей волшебных, таинственных птиц,
     По высям творенья я гордо шагал,
     И мир подо мною недвижно сиял.
     Сквозь слезы, как дикий волшебника вой,
     Лишь слышался грохот пучины морской,
     И в тихую область видений и снов
     Врывалася пена ревущих валов.
    
     Таинственный мир снов часто приковывает к себе мысль поэта. Вот строфы, где самая стихия сна воплощается в образ почти так же неопределенный, как она сама, но сильно охватывающий душу:
    
     Как океан объемлет шар земной,
     Земная жизнь кругом объята снами;
     Настанет ночь, и звучными волнами
     Стихия бьет о берег свой.
    
     То глас ее: он нудит нас и просит.
     Уж в пристани волшебный ожил челн...
     Прилив растет и быстро нас уносит
     В неизмеримость темных волн.
    
     Небесный свод, горящий славой звездной,
     Таинственно глядит из глубины,
     И мы плывем - пылающею бездной
     Со всех сторон окружены.
    
     Но мы должны остановиться, - выписывать пришлось бы слишком много. Перейдем теперь к стихотворениям, где раскрывается для нас нравственно-философское созерцание поэта. Припомним сказанное нами выше, что его мыслящий дух никогда не отрешался от сознания своей человеческой ограниченности, но всегда отвергал самообожание человеческого я. Вот как это сознание выразилось в следующих двух стихотворениях:
    
     Фонтан
    
     Смотри, как облаком живым
     Фонтан сияющий клубится,
     Как пламенеет, как дробится
     Его на солнце влажный дым.
     Лучом поднявшись к небу, он
     Коснулся высоты заветной,
     И снова пылью огнецветной
     Ниспасть на землю осужден.
    
     О, нашей мысли водомет,
     О, водомет неистощимый,
     Какой закон непостижимый
     Тебя стремит, тебя мятет?
     Как жадно к небу рвешься ты!
     Но длань незримо-роковая,
     Твой луч упорный преломляя,
     Свергает в брызгах с высоты!
    
     А вот и другое:
    
     Смотри, как на речном просторе,
     По склону вновь оживших вод,
     Во всеобъемлющее море
     За льдиной льдина вслед плывет.
    
     На солнце ль радужно блистая,
     Иль ночью, в поздней темноте,
     Но все, неудержимо тая,
     Они плывут к одной мете.
    
     Все вместе, малые, большие,
     Утратив прежний образ свой,
     Все, безразличны, как стихия,
     Сольются с бездной роковой.
    
     О, нашей мысли оболыценье,
     Ты, человеческое я,
     Не таково ль твое значенье,
     Не такова ль судьба твоя?
    
     Нельзя не подивиться поэтическому процессу, умеющему воплощать в такие реальные, художественные образы мысль самого отвлеченного свойства.
     В приведенных нами сейчас стихотворениях Тютчева, как и во всех, где выражается его внутренняя дума, не слышно торжественных, укрепляющих душу звуков. Напротив, в них слышится ноющая тоска, какая-то скорбная ирония. Но это тоска, хотя и подбитая скорбной иронией, вовсе не походила ни на хандру Евгения Онегина, отставного, пресыщенного удовольствиями "повесы", как называет его сам Пушкин; ни на байроновское отрицание идеалов; ни на разочарование человека, обманутого жизнью, как у Баратынского; ни на доходившее до трагизма безочарование Лермонтова (по прекрасному выражению Гоголя): поэзия Лермонтова - это тоска души, болеющей от своей неспособности к очарованию, от своей собственной пустоты вследствие безверия и отсутствия идеалов. Напротив, тоска у Тютчева происходила именно от присутствия этих идеалов в его душе - при разладе с ними всей окружающей его действительности и при собственной личной немощи возвыситься до гармонического примирения воли с мыслью и до освещения разума верой: его ирония вызывается сознанием собственного своего и вообще человеческого бессилия, - несостоятельности горделивых попыток человеческого разума... Но от этих стихотворений, все же отрицательного характера, перейдем к тем, где задушевные нравственные убеждения поэта высказываются в положительной форме, где открываются нам его положительные духовные идеалы. Так, в его стихах "На смерть Жуковского" мы видим, как высоко ценит поэт цельный гармонический строй верующей души, побеждающий внутреннее раздвоение:
    
     На смерть Жуковского
    
     Я видел вечер твой; он был прекрасен,
     Последний раз прощаяся с тобой,
     Я любовался им: и тих, и ясен,
     И весь насквозь проникнут теплотой.
     О, как они и грели, и сияли
     Твои, поэт, прощальные лучи!..
     А между тем заметно выступали
     Уж звезды первые в его ночи.
     В нем не было ни лжи, ни раздвоенья;
     Он все в себе мирил и совмещал.
     С каким радушием благоволенья
     Он были мне Омировы читал, -
     Цветущие и радужные были
     Младенческих, первоначальных лет!
     А звезды между тем на них сводили
     Таинственный и сумрачный свой свет.
     Поистине, как голубь, чист и цел
     Он духом был; - хоть мудрости змеиной
     Не презирал, понять ее умел, -
     Но веял в нем дух чисто-голубиный.
     И этою духовной чистотою
     Он возмужал, окреп и просветлел;
     Душа его возвысилась до строю:
     Он стройно жил, он стройно пел.
    
     И этот-то души высокий строй,
     Создавший жизнь его, проникший лиру,
     Как лучший плод, как лучший подвиг свой,
     Он завещал взволнованному миру.
     Поймет ли мир, оценит ли его?
     Достойны ль мы священного залога?
     Иль не про нас сказало божество:
     "Лишь сердцем чистые - те узрят бога?"
    
     Следующее стихотворение есть уже истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века, - оно в то же время и исповедь самого поэта:
    
     Наш век
    
     Не плоть, а дух растлился в наши дни,
     И человек отчаянно тоскует.
     Он к свету рвется из ночной тени -
     И, свет обретши, ропщет и бунтует.
    
     Безверием палим и иссушен,
     Невыносимое он днесь выносит...
     И сознает свою погибель он,
     И жаждет веры... но о ней не просит.
    
     Не скажет век с молитвой и слезой,
     Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
     "Впусти меня! Я верю, Боже мой!
     Приди на помощь моему безверью!.."
    
     Вот те основные нравственные тоны, которые слышатся у Тютчева сквозь все его философские, исторические, политические и поэтические думы. Они не благоприобретенное размышлением, не нажитое горьким опытом достояние; таясь в глубине его духа, они не только пережили искус долгого заграничного пребывания, но сильнее всего оградили независимость и самостоятельность его мышления в чужеземной среде, поддержали пламя беспредельной любви к России, сохранили духовную связь с родной землей и, как мы уже видели, воспитали в нем способность сочувственного разумения тех высоких нравственных сторон русской народности, которые в самой России постигались и ценились очень немногими. Стихотворения: "На смерть Жуковского" и "Наш век" объясняют нам уже приведенные прежде стихотворения: "Эти бедные селенья", "Тебе они готовят плен", равно и некоторые другие, - и взаимно объясняются ими. Мы, впрочем, не станем здесь ни выписывать, ни разбирать тех его поэтических произведений, которые посвящены России или выражают его политические убеждения и мечтания. Они отчасти уже нашли себе место в предшествовавшем отделе нашего очерка, где мы именно старались показать читателям рост и силу русской народной стихии в Тютчеве-европейце, - а некоторые будут помещены нами ниже, в пояснение его политических статей. Хотя этих стихотворений довольно много и иные высокого поэтического достоинства, однако же не ими определяется значение Тютчева поэта с точки зрения эстетической критики. Скажем здесь несколько слов только об общем характере этих патриотических и политических стихотворений: в них (за исключением двух-трех) менее всего слышится его внутреннее, духовное раздвоение, его ирония, обращенная на самого себя, его нравственная тоска, а также и тот особенный личный процесс поэтического творчества, который налагает такую оригинальную печать на его поэзию и дает ей такую своеобразную прелесть. Его политическое миросозерцание, его убеждения относительно исторической будущности русского народа были, как мы уже знаем, тверды, цельны - до односторонности, до страстности, а потому только в этом отделе стихотворений и доходит он до торжественных, почти "героических" звуков, столько вообще чуждых его поэзии. Для примера укажем на следующие даа стихотворения: "Море и утес" и "Рассвет", которые оба блещут поэтическими красотами, особенно последнее, но красотами несколько иного рода, выделяющими обе пьесы из общего строя его поэтических творений.
     Пьеса "Море и утес" написана в 1848 году, после Февральской революции и, очевидно, изображает Россию, ее твердыню, среди разъяренных волн западноевропейских народов, которые, вместе с всеобщим мятежом, были внезапно объяты и неистовою злобою на Россию. Ничто так не раздражало Тютчева, как угрозы и хулы на Русь со стороны иностранцев. Не знаем, обратили ли эти стихи внимание на себя в свое время и были ли поняты в смысле, нами объясненном (в 1848 году Тютчев еще продолжал ничего не печатать); но трудно сомневаться в их настоящем значения, особенно ввиду статьи "Россия и революция":
    
     И бунтует и клокочет,
     Плещет, свищет и ревет,
     И до звезд допрянуть хочет,
     До незыблемых высот!
     Ад ли, адская ли сила,
     Под клокочущим котлом,
     Огнь геенский разложила,
     И Пучину взворотила,
     И поставила вверх дном?
    
     Волн неистовых прибоем
     Беспрерывно вал морской
     С ревом, свистом, визгом, воем
     Бьет в утес береговой...
     Но спокойный и надменный,
     Дурью волн не обуян,
     Неподвижный, неизменный,
     Мирозданью современный,
     Ты стоишь, наш великан!
    
     И озлобленные боем,
     Как на приступ роковой,
     Снова волны лезут с воем
     На гранит громадный твой.
     Но о камень неизменный
     Бурный натиск преломив,
     Вал отбрызнул сокрушенный,
     И клубится мутной пеной
     Обессиленный порыв.
    
     Стой же ты, утес могучий,
     Обожди лишь час-другой;
     Надоест волне гремучей
     Воевать с твоей пятой!
     Утомясь потехой злою,
     Присмиреет вновь она.
     И без вою, и без бою,
     Под гигантскою пятою
     Вновь уляжется волна.
    
     Относительно стремительности, силы, красивости стиха и богатства созвучий у Тютчева нет другого подобного стихотворения. Оно превосходно, но не в тютчевском роде. Оно свидетельствует только, что Тютчев мог бы, если бы хотел, щеголять и такими красивыми произведениями; но если бы его книжка стихов ограничивалась только такими пьесами, бесспорно сильными и звучными, то Тютчев как поэт лишился бы оригинальности и не занял бы того особого места, которые создала ему в нашей литературе менее громкая и торжественная его поэзия. Впрочем, даже самый выбор того или другого направления в поэзии был для него невозможен, потому что он не гонялся за успехом, а писал стихи ради удовлетворения внутренней личной потребности лочти непроизвольно; тем не менее самый талант его был способен, как оказывается, к разнообразному стихотворному строю.
     Следующее стихотворение "Рассвет" написано 18 лет спустя и, несмотря на свой аллегорический характер, менее выделяется из поэзии Тютчева, чем "Море и утес",- отчего в "Рассвете" и более истинной художественной красоты. Здесь под образом восходящего солнца подразумевается пробуждение Востока, - чего Тютчев именно чаял в 1866 году, по случаю восстания кандиотов; однако образ сам по себе так самостоятельно хорош, что, очевидно, если не перевесил аллегорию в душе поэта, то и не подчинился ей, а вылился свободно и независимо. Тем не менее и это стихотворение отличается от всех прочих произведений Тютчева своим положительно-торжественным внутренним строем:
    
     Молчит сомнительно Восток,
     Повсюду чуткое молчанье...
     Что это? Сон иль ожиданье,
     И близок день или далек?
     Чуть-чуть белеет темя гор,
     Еще в тумане лес и долы,
     Спят города и дремлют селы,
     Но к небу подымите взор.
    
     Смотрите: полоса видна,
     И словно скрытной страстью рдея,
     Она все ярче, все живее -
     Вся разгорается она.
     Еще минута - и во всей
     Неизмеримости эфирной
     Раздастся благовест всемирный
     Победных солнечных лучей!
    
     Сведем же все указанные нами черты поэзии Тютчева, характеризующие его как поэта. Он отличается прежде всего особенным процессом поэтического творчества, до такой степени непосредственным и быстрым, что поэтические его творения являются на свет Божий, еще не успев остыть, еще сохраняя на себе теплый след рождения, еще трепеща внутренней жизнью души поэта. Оттого эта особенная, как бы не вещественная, как бы не отвердевшая красота наружной формы, насквозь проникнута мыслью и чувством; оттого эта искренность, эта неумышленная, но тем более привлекательная грация. Художественная зоркость и воздержанность в изображениях - особенно природы; пушкинская трезвость, точность и меткость эпитетов и вообще качественных определений; соразмерность внешнего гармонического строя с содержанием стихотворения; постоянная правда чувства и потому постоянная же некая серьезность основного звучащего тона; вo всем и повсюду дыхание мысли, глубокой, тонкой, оригинальной, по существу своему нередко отвлеченной, но всегда согретой сердцем и поэтически воплощенной в цельный, соответственный образ; такая же тонкость оттенков и переливов в области нравственных ощущений, - вообще тонкость резьбы, узорчатость чеканки - при совершенной простоте, естественности, свободе и, так сказать, непроизвольности поэтической работы. На всем печать изящного вкуса, многосторонней образованности, ума, возделанного знанием и размышлением, - легкая, игривая ирония, как улыбка, рядом с важностью дум, - и при всем том что-то скромное, нежное, смиренно-человечное, без малейшего отзвука тщеславия, гордости, жестокости, суетности, щегольства; ничего напоказ, ничего для виду, ничего предвзятого, заданного, деланного, сочиненного. Конечно, содержание его поэзии дается только его личным внутренним миром, не выходит из заветного круга близких, дорогих его сердцу вопросов, интересов, образов и впечатлений; он почти не имеет власти над своим вдохновением, почти не способен искусственно устремлять силы своего таланта по произволу, на предметы, чуждые его душе, - неспособен к художническому продолжительному труду, а потому не создал и не мог создать ни поэмы, ни драмы; он не проповедник, он не учит, он лишь выражает себя самого; его лиризм не укрепит и не вознесет духа... Но его стихи, хотя бы даже устарела их внешняя форма, не перестанут чаровать нестареющей прелестью поэзии и мысли; они плодотворно питают ум, захватывают все струны сердца, будят и просветляют Русское чувство. Они - неиссякаемый источник духовно-изящных наслаждений. В истории русской словесности Тютчев останется всегда одним из самых блестящих и своеобразных проявлений русского поэтического гения; его значение не померкнет.
     Заключим нашу характеристику следующими прекрасными строками из статьи о Тютчеве И. С. Тургенева, напечатанной двадцать лет тому назад, но нисколько не утратившей достоинства современности:
     "Талант Тютчева, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить его, надо самому читателю быть одаренным некоторой тонкостью понимания, некоторой гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной. Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом; надо приблизиться к ней, чтоб почувствовать ее благовоние. Мы не предсказываем популярности Тютчеву, но мы предсказываем ему глубокое и теплое сочувствие всех тех, кому дорога русская поэзия; а некоторые его стихотворения пройдут из конца в конец всю Россию и переживут многое в современной литературе, что теперь кажется долговечным и пользуется шумным успехом. Тютчев может (мог бы!) сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено умереть, - а для истинного художника выше подобного сознания награды нет".


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

/ Критика / Тютчев Ф.И. / Разное / Федор Иванович Тютчев


Смотрите также по разным произведениям Тютчева:


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis