Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Критика / Пушкин А.С. / Разное / Речь о А.С.Пушкине

Речь о А.С.Пушкине [1/2]

  Скачать критическую статью

    Автор статьи: Аксаков И.С.

    Сорок три года тому назад такими, между прочим, стихами проводил
    Пушкина в могилу один из лучших и умнейших наших поэтов, Тютчев:

     Тебя как первую любовь
     России сердце не забудет...

     Это не общее место. Это верно схваченная, и_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_а_я,
    выдающаяся черта отношений к Пушкину русского общества. В самом деле, наша
    связь с ним не какая-либо рассудочная, на отвлеченной оценке основанная, а
    сердечная. теплая, живая связь любви и до сих пор. Такой связи не было и нет
    у русского общества ни с одним поэтом. Одним ли художественным достоинством
    и значением Пушкина в искусстве в_о_о_б_щ_е может быть объяснена такая
    живость и прочность сочувствия? Не таятся ли причины этого явления еще в
    чем-либо другом: в его историческом для нас значении, в самих
    п_с_и_х_и_ч_е_с_к_и_х свойствах его художественной природы, в той народной
    стихии, наконец, которой вся обвеяна и согрета его поэзия?
     Пушкин не только наша неизменная любовь, но еще и п_е_р_в_а_я любовь.
    На заре нашего народного самосознания русское общество в нем впервые
    познало, говоря его же стихом, тот "первый пламень упоенья", который
    оставляет неизгладимый след в благодарной памяти сердца. А память сердца в
    жизни исторического народа не исчерпывается сроком нескольких поколений.
    Таково свойство высоких созданий вполне искреннего искусства, что они на
    вечные времена запечатлеваются духом истины, духом жизни, давшим им бытие.
    Таково свойство и созданий Пушкина. На их художественной вековечной прелести
    лежит еще и неотъемлемая, вечная же и_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_а_я печать весны и
    ее свежести, какой-то новоявленной радости, первого озарения русских сердец
    светом неложного русского искусства.
     Отчего же "неложного"? Отчего, говоря о Пушкине как о поэте, мы все,
    без различия, сознательно и невольно, прибавляем эпитет: "истинно русский",
    "истинно народный"? Зачем нужна эта оговорка? В чем именно смысл той
    исторической минуты, печать которой легла на его творениях?..
     Есть такие счастливые на земле страны, где совершенно праздны, да и
    немыслимы, вопросы: народен или ненароден такой-то поэт или писатель?! где
    нет погони за "народностью", где народность есть именно та самая стихия,
    которой о_б_р_а_з_о_в_а_н_н_ы_й, органически правильно сложившийся слой
    народа (т е - общество) естественно живет, движется и творит, -
    которая, другими словами, проявляет себя свободно и разнообразно в личной
    сознательной деятельности народных единиц: и в искусстве, и в науке, и в
    жизни!.. В тех счастливых странах народность в литературе познается не по
    внешним приметам, не по употреблению только, например, простонародного
    говора, не по выбору содержания из простонародного быта, не по тому,
    наконец, доступна ли книга разумению каждого, знающего грамоту, крестьянина.
    Без сомнения, гётевского Фауста или идеалов Шиллера с Пигмалионом {2},
    лобызающим мрамор, не поймет даже и немецкий, не обучавшийся в гимназии
    пахарь; но кто же когда-либо решался или решится утверждать, что Гёте и
    Шиллер поэты не национальные? Разве их великие творения не заклеймены
    насквозь печатью германского н_а_р_о_д_н_о_г_о духа, подобно тому как
    творения Шекспира - духа британского? Этого мало: разве не германский
    народный дух сказался в германской философии, в таких силачах абстрактной
    логической мысли, как Кант или Гегель? И с другой стороны, разве эта печать
    сколько-нибудь мешает им при этом иметь значение м_и_р_о_в_о_е? Напротив:
    только потому, что на их творениях лежит п_е_ч_а_т_ь д_а_р_о_в и_х
    н_а_р_о_д_н_о_г_о д_у_х_а, могли эти великие поэты и мыслители явить миру
    новые стороны духа общечеловеческого, обогатить такими многоценными вкладами
    сокровищницу общечеловеческого сознания. Кажется, это ясно, и было бы даже
    совестно толковать такую простую до пошлости истину, если б даже и в наши
    дни не возникали порою какие-то странные недоразумения по вопросу о
    народности...
     История судила России иной путь развития. Переходу в русском народе от
    общности непосредственного бытия к высшей жизни и деятельности народного
    духа в сфере л_и_ч_н_о_г_о сознания рано или поздно надлежало, разумеется,
    совершиться - и он совершился, но поздно и не мирным органическим процессом,
    а мучительнейшим из переворотов. Кто бы ни был в том виноват, сам ли народ,
    Петр ли Великий, могло ли бы или не могло оно совершиться иначе, эти вопросы
    теперь излишни; важен самый исторический факт. А факт таков (и этого не
    отринет ни один историк), что русская земля подверглась внезапно страшному
    внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского
    человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Кровью
    поливались, спешно, без критики, на веру, выписанные из-за границы семена
    цивилизации. Все, что только носило на себе печать народности, было предано
    осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык, - все было
    искажено, изуродовано, изувечено. Народность, как ртуть в градуснике на
    морозе, сжалась, сбежала сверху вниз, в нижний слой народный; правильность
    кровообращения в общем организме приостановилась, его духовная цельность
    нарушена. Простой народ притаился, замкнулся в себя, и над ним, ближе к
    источнику власти, сложилось общество: вольные и невольные отступники его
    духа. Русский человек из взрослого, из полноправного, у себя же дома попал в
    малолетки, в опеку, в школьники и слуги иноземных всяких, даже духовных дел
    мастеров. Умственное рабство перед европеизмом и собственная народная
    безличность провозглашены руководящим началом развития.
     Только такому могучему народному организму, каков русский, под силу
    вынести и перебыть подобное испытание, которому, впрочем, конец далеко еще
    не настал. Тяжко пришлось русским людям; но обращаться вспять было уже
    нельзя, - да и нежелательно. Оставалось идти вперед, овладеть сокровищами и
    орудиями европейского просвещения и трудным подвигом самосознания
    расторгнуть оковы народного духа, воссоединить разрозненные слой, одним
    словом, возвратить русской народной жизни свободу, цельность, правильность и
    плодотворность самобытного органического роста. Вот этой-то, выпавшей в удел
    русскому обществу исполинской задачей и объясняется то странное явление,
    которому почти нет подобного в других странах, именно: что сама народность а
    народе становится объектом сознания, внешней целью, искомым, что возможны у
    нас вопросы о народности художника, мыслителя и государственного деятеля,
    что приходится учиться ей в истории и у простого народа, что в русской земле
    могло возникнуть отдельное р_у_с_с_к_о_е же направление - в литературе, в
    политике, в жизни, и стоять о_с_о_б_н_я_к_о_м, как нечто оригинальное и даже
    исключительное!..
     Перенесемся, однако, мыслию к началу этого тяжкого и тернистого
    поприща. Устремившись из своей тесной национальной ограды в пролом,
    сделанный мощною рукою Петра, русское общество, сбитое с толку, с
    отшибленной исторической памятью, избывшее и русского ума и живого смысла
    действительности, заторопилось жить чужим умом, даже не будучи в состоянии
    его себе усвоить. Нескладно и безобразно залепетало оно дикою смесью
    простонародного говора, церковнославянского языка и изуродованной
    иностранной речи. Чужой критериум, чужое мерило, чужие формы, чужое
    миросозерцание. Жизнь наводнилась ложью, призраками, абстрактами, подобиями,
    фасадами - и колоссальным недоразумением между народом и его так называемой
    "интеллигенцией" официальной и неофициальной, консервативной и либеральной,
    аристократической и демократической.
     Но деятельность духа все же началась! Русская земля не оскудела в
    нужный час талантами. Мысль была еще слишком слаба; наука на степени
    школьного знания, - но поэзия обогнала тугой рост русского просвещения, и в
    этом ее особенное историческое у нас значение. Первый русский ученый,
    явивший образцы самостоятельного русского помышления, Ломоносов, был и
    первый по времени русский поэт, ускорявший работу научного анализа
    поэтическим вдохновением. Затем, от Ломоносова до Карамзина (впрочем, также
    полухудожника), не приходится назвать почти ни одного видного деятеля науки,
    тогда как за то же время целый преемственный ряд более или менее
    замечательных поэтических дарований не перестает возделывать умственную и
    нравственную почву русского общества. Таким образом, русской литературной
    поэзии выпал жребий, в течение довольно долгой поры, за недостатком у нас
    воспитания научного, служить почти единственным орудием, по крайней мере,
    эстетического воспитания и образования в русском обществе. Конечно, форма,
    содержание, вся окраска в этой поэзии была еще не русская, и только мощный
    талант Державина метал иногда, из-под глыб всяческой лжи, молнии истинно
    русского Духа. Но при суждении о литературных талантах той эпохи не следует
    упускать из виду те нравственные путы, которыми они были обмотаны, ту трату
    сил, которая требовалась им для борьбы с подавлявшей их самих ложью. Все же,
    несмотря на фальшь, авучавшую а тогдашней поэзии, покорялся искусству самый
    материал его - слово, и русскому слуху стала опознаваться в стихотворной
    форме сила и гармония русского языка в такое еще время, когда в прозе царила
    самая неуклюжая, варварская речь. Только в поэзии находило себе некоторое
    удовлетворение угнетенное русское чувство и отдыхало от отрицания,
    господствовавшего в мышлении и в жизни, - хотя, по истине, отдыхало лишь в
    новом самообольщении. На крыльях лирического восторга уносилось оно в
    какую-то чужую псевдоклассическую, населенную призраками высь, далеко над
    настоящей русской землей, дичась всякой жизненной правды. Так было особенно
    в XVIII веке, в эпоху "наших Пиндаров", "наших Горациев", "наших Северных
    Бардов" и т. д.
     Из псевдоклассических высот поэты стали, наконец, при помощи
    романтических ходуль касаться дола. И хотя Жуковский, благородный Жуковский,
    с "его стихов пленительною сладостью" а (по выражению Пушкина), равно и
    Батюшков, "наш Парни российский" {4} (как величал его Пушкин же, впрочем,
    еще в 1814 году, еще мальчиком), хотя оба они резко отделяются от всех своих
    предшественников, однако же и они, когда спускались на землю, то на какую-то
    чужую, не русскую. Их местами прелестная, хотя вообще однозвучная поэзия
    лишена внутренней силы и совершенно б_е_з_л_и_ч_н_а в смысле
    н_а_р_о_д_н_о_с_т_и... Вообще надобно заметить, что время Александра I было
    в некоторых отношениях едва ли не хуже времени Екатерины. В XVIII веке
    русские люди еще только перерядились, и в ином вельможе из-под пудреного
    парика и французского кафтана торчал порою чуть не прямой русский мужик, а
    щеголеватый французский жаргон сменялся подчас истою простонародною речью. К
    началу XIX века русские люди успели уже переродиться и так вошли в иноземные
    обычая, нравы, понятия, что приобрели даже развязность и ловкость "почти"
    европейского человека. Простонародная или коренная народная речь не только
    ими забывается, но даже поражает их как бы новизной. Они и патриоты, и,
    пожалуй, ревнители "всего отечественного", но даже и не подозревают, в
    простодушной надменности своего европейского просвещения, всей глубины своей
    духовной розни с народом. Прежняя грубая, внешняя ложь сменилась ложью
    сугубою, внутреннею, б_л_а_г_о_о_б_р_а_з_н_о_ю. Язык, литература, поэзия -
    все получает вид гладкой, порой даже изящной н_е_р_у_с_с_к_о_с_т_и или
    безличности. Вспомните, например, даже официальные, печатные, всенародные от
    лица власти объявления, где благодаря, конечно, стилистам того времени,
    русский царь именует себя "начальником столь достойной и благородной нации";
    вспомните письма и повести Карамзина, повесть об Усладе самого Жуковского
    {5} и пр и пр. Даже гроза 1812 года не прибавила костей и
    мускулов, не придала правды слогу тогдашних писателей, не только в прозе, но
    и в поэзии.
     В 1819 году в торжественном заседании нашего же Общества любителей
    российской словесности и в этом же самом зале рассуждалось "о господине
    Буало и гении Корнеля, сих вечных образцах искусства". Расширяя, однако,
    число образцов и поприще для русской литературы, ученый, достойный всякого
    уважения, председатель общества Мерзляков вещал, между прочим, в своей речи
    таким образом: "Почтенные мужи!.. Птичка научила человека радоваться и
    воспевать свою радость... Пусть на цветущем поле нашей словесности резвятся
    в разновидных группах Амуры, Зефиры и Фавны" {6}. Вы улыбаетесь и
    снисходительно припоминаете, что все это ведь говорилось 61 год тому
    назад...
     И в том же самом 1819 году раздаются в слух русского общества такие,
    например, стихи 20-летнего Пушкина:

     Художник-варвар кистью сонной
     Картину гения чернит
     И свой рисунок беззаконный
     На нем бессмысленно чертит;
     Но краски новые, с годами,
     Спадают ветхой чешуей,
     Созданье гения пред нами
     Выходит с прежней красотой {7} и пр.

     Стихи также написаны 61 год тому назад, но здесь искусство достигло
    того зенита зрелости и совершенства, с которого никакое уже время не сводит.
     Точно д_е_н_ь, б_е_л_ы_й д_е_н_ь, настал для русского общества с
    появлением Пушкина. Призраки, обманные очертания ночи отшатнулись, уступив
    место правде дня с ее простотою и красотою. Творчеству русского духа, по
    крайней мере в сфере поэзии, возвращена свобода и полноправность.
    Поэтическое откровение опередило работу нашего народного самосознания и
    разрешило задачу, - до теоретического разрешения которой мысль и наука
    только т_е_п_е_р_ь дорастают. Какая богатырская сила таланта нужна была для
    того, чтобы, подобно подземному ключу, поднять, своротить все эти плотные
    наслоения лжи и пробиться наружу таким величавым потоком русской поэзии? Но
    одного свойства силы было здесь недостаточно. Только великий, всесовершенно
    искренний и цельный мастер-художник, только (говоря поэтической метафорой)
    жрец чистого искусства, никаких задач вне искусства не знающий, но притом с
    живой русской душой, мог совершить такой великий исторический общественный
    подвиг. Пушкин как художник стоит уже не на относительной, а на абсолютной
    высоте, не подлежа сравнению ни с каким иностранным поэтом, не как "наш
    Гораций", "наш Парни" или наш Байрон", а сам по себе, как Пушкин. Правда
    русской народности могла завоевать себе всемирное гражданство в искусстве
    только через безусловную в самой себе правду искусства. И именно потому, что
    Пушкин был служителем чистого, т е искреннего в себе самом
    искусства, не обращал поэзию у_м_ы_ш_л_е_н_н_о в орудие разных предвзятых
    идей и теорий, ни политических, ни социальных, не сузился в доктринера, не
    ставил себе внешнею целью "пользу", не послушался толпы сторонников грубого
    утилитаризма, а неуклонно слышал в душе своей иной божественный голос: "не о
    хлебе едином жив будет человек", - т_о_л_ь_к_о п_о_т_о_м_у и явился он таким
    беспредельно п_о_л_е_з_н_ы_м общественным деятелем. Да, потому именно и
    стало велико и бессмертно историческое дело Пушкина, что он мог с полной
    искренностью и полным правом сказать о себе:

     Не для житейского волненья,
     Не для корысти, не для битв,
     Мы рождены для вдохновенья,
     Для звуков сладких и молитв... {8} -

     Какой еще "пользы" нужно? Да ведь такие стихи, такие звуки -
    благодеяние!
     Не совершил бы Пушкин своего подвига, сказал я, если б он не был
    цельный художник с живою русскою душою. Эта русская стихия видится мне не в
    одном только русском языке, доведенном Пушкиным до изумительного
    совершенства, силы, образности и мужественной красоты, и не во внешнем
    только содержании его некоторых творений, но еще более во внутренних
    сторонах его творчества. Вообще можно лишь удивляться, каким образом, при
    его французском воспитании дома и в лицее, при раннем, к несчастию,
    растлении нравов, обычном в то время вследствие безграничного господства в
    русском обществе французской литературы XVIII века; при соблазнах и
    увлечениях света, - мог не только сохраниться в Пушкине русский человек, но
    и образоваться художник с таким русским складом ума и души, с таким притом
    глубоким сочувствием к народной поэзии - в песне, в сказке и в жизни?..
    Внешнюю разгадку этого явления следует искать, прежде всего, в деревенских
    впечатлениях детства и в его отношениях к н_я_н_е. Но и няня и детские
    впечатления деревни таились тогда в воспоминаниях почти каждого отъявленного
    отрицателя русской народности, так что такая русская бытовая черта в поэзии
    Пушкина является уже сама по себе нравственною его заслугою и оригинальною
    особенностью. В самом деле, от отрочества до самой могилы этот блистательный
    прославленный поэт, ревностный посетитель гусарских пиров и великосветских
    гостиных, "наш Байрон" притом, как любили его называть многие, не стыдился
    всенародно, в чудных стихах, исповедывать свою нежную привязанность - не к
    матери (это было бы еще не странно, так и многие поэты делали), а к
    "мамушке", к "няне", и с глубоко искренней благодарностью величать в ней
    первоначальную свою музу... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза
    этого великого художника и первого истинно русского поэта, это - няня, это
    простая русская деревенская б_а_б_а!.. Точно припав к груди матери-земли,
    жадно в ее рассказах пил он чистую струю народной речи и духа! Да будет же
    ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!
    Невозможно не помянуть здесь этой няни собственными стихами Пушкина, в
    которых к тому же так звенит русскими струнами его душа... Вот что еще в
    лицее, воспевая одновременно с товарищами разных Эльвин и Дорид, еще в 1816
    г., писал он:

     Ах, умолчу ль, о мамушке моей,
     О прелести таинственных ночей,
     Когда в чепце, в старинном одеянье,
     Она, духов молитвой уклоня,
     С усердием перекрестит меня
     И шепотом рассказывать мне станет
     О мертвецах, о подвигах Бовы...
     От ужаса не шелохнусь бывало,
     Едва дыша, прижмусь под одеяло,
     Не чувствуя ни ног, ни головы...
     Пред образом простой ночник из глины
     Чуть освещал глубокие морщины {9}.

     Заметьте, что в это время в нашей литературе если и встречалось
    благосклонное упоминание о русской женщине из простонародья, то не иначе как
    о "простодушной поселянке"... Но каким зрелым художественным совершенством
    звучат стихи 1821 года:

     Наперсница волшебной старины,
     Друг вымыслов игривых и печальных,
     Тебя я знал во дни моей весны,
     Во дни утех и снов первоначальных.
     Я ждал тебя. В вечерней тишине
     Являлась ты веселою старушкой
     И надо мной сидела в шушуне,
     В больших очках и с резвою гремушкой.
     Ты, детскую качая колыбель,
     Мой юный слух напевами пленила,
     И меж пелен оставила свирель,
     Которую сама заворожила... {10}

    А эти стихи:

     Подруга дней моих суровых,
     Голубка дряхлая моя,
     Одна, в глуши лесов сосновых,
     Давно, давно ты ждешь меня.
     Ты под окном своей светлицы
     Горюешь, словно на часах,
     И медлят поминутно спицы
     В твоих наморщенных руках... {11}

     За полтора года до смерти, посетив свое родное Михайловское, так
    вспоминает он об ней:

     Вот смиренный домик, -
     Где жил я с бедной нянею моей.
     Уже старушки нет; уж за стеною
     Не слышу я шагов ее тяжелых,
     Ни утренних ее дозоров.

    И тут же три зачеркнутые стиха:

     А вечером, при завываньи бури,
     Е_е р_а_с_с_к_а_з_о_в, м_н_о_ю з_а_т_в_е_р_ж_е_н_н_ы_х
     О_т м_а_л_ы_х л_е_т и н_и_к_о_г_д_а н_е с_к_у_ч_н_ы_х {12}.

     Не к ней ли относятся и эти два стиха, вложенные Пушкиным в уста
    Татьяне:

     Где ныне крест и сень ветвей
     Над бедной нянею моей... {13}

     Многие "народность" поэзии Пушкина усматривают именно в русских сказках
    и других его произведениях в так называемом "простонародном" роде. Но
    русская, стало быть, и вполне народная стихия слышится у Пушкина едва ли не
    наиболее там, где он не ставит себе "народность" внешнею целью, где он
    вполне свободен и искренен в своем творчестве и отдается без стеснений
    движениям своей русской души. Оставляя в стороне вопрос, в какой степени
    верна самая задача: воспроизвести в формах современной литературной поэзии
    русский народный эпос, - скажу только, что не все создания Пушкина в этом
    направлении представляются одинаково удачными, но все обличают великого
    мастера и свидетельствуют, как все глубже и глубже проникал его
    художественный взор в красоты русского народного эпоса, в золотую руду
    народного слова. Он даже пришел вообще к убеждению, что рифмованный, точно
    размеренный стих слишком тесен для русской поэтической речи и будет
    когда-нибудь заменен иною, более широкою и свободною формой стиха. Некоторые
    же простонародные его сказки действительно Образцовы, как, например, сказка
    о Кузьме Остолопе {14}, о Золотой Рыбке. Припомним, кстати, что, кроме
    записных ученых, едва ли кто из русского общества был в то время так коротко
    знаком с народными старинными сказаниями и былинами; едва ли не Пушкин
    первый заставил признать их художественное достоинство и значение для
    русского языка. Когда однажды критики напали на Пушкина за его стих:

     Людская молвь и конский топ,

    утверждая, что это "не по-русски" {15}, Пушкину пришлось уличать критиков в
    безграмотности и невежестве цитатами из "Сборника" Кирши Данилова {16}.
    Замечательно при этом и увещание Пушкина к критикам: "Не д_о_лжно стеснять
    свободу нашего богатого и прекрасного языка!"
     Никто до Пушкина не воспроизводил ни в стихах, ни в прозе нашей простой
    сельской природы с такою простотою истины и с такою теплотою сочувствия.
    Если встречались, бывало, в нашей литературе описания, то или отрицательной
    окраски, или природы в_о_о_б_щ_е, а не именно русской, или же она одевалась
    каким-то буколическим покровом, а русские мужики являлись в виде Менандров и
    Дафнисов. И среди всей этой поэтической неправды вдруг такие стихи:

     Был вечер. Небо меркло. Воды
     Струились тихо. Жук жужжал.
     Уж расходились хороводы,
     Уж за рекой, дымясь, пылал
     Огонь рыбачий... {17}

     Или... Но не достало бы и времени приводить примеры. Ваша память сама
    вам их подскажет. В стихах Пушкина, и теперь захватывающих сердце, не только
    видится, но и ощущается во всем веянии своей жизни сама родная наша природа.
    Что же должны были испытывать русские люди, впервые в русской печати
    прочитавшие такие воспроизведения русской природы? Не своего ли рода
    эмансипацию русского угнетенного чувства? Не казалось ли им, что они точно
    возвращаются, после долгой где-то отлучки, на родину, домой, домой!..
     Но еще более важны внутренние, нравственные черты его поэзии, чисто
    русского народного свойства. Я вижу их прежде всего в этом известном русском
    н_а_р_о_д_н_о_м отвращении от всякого фразерства, от всего напыщенного,
    ходульного, - отвращении, так положительно выразившемся у Пушкина дивной
    простотой и трезвостью творчества. Пушкин как художник тем именно дорог и
    замечателен и отличается от большинства многих европейских поэтов, что он
    всегда и_с_к_р_е_н_е_н, всегда п_р_о_с_т, всегда с_в_о_б_о_д_е_н,
    н_и_к_о_г_д_а н_е п_о_з_и_р_у_е_т, н_е р_и_с_у_е_т_с_я, н_е н_я_н_ч_и_т_с_я,
    н_е н_о_с_и_т_с_я с с_в_о_и_м "я". Он если и выставляет себя, то непременно
    хуже, легкомысленнее, чем он есть, но не так, как другие, которые не прочь
    наделить себя даже порочными качествами, но непременно к_р_а_с_и_в_ы_м_и:
    гордостью, презрением, ненавистью к людям и т. п. Эта черта в Пушкине в
    высшей степени симпатична и в высшей степени наша, народная, русская.
     Не глубокая ли также русская психическая черта в Пушкине - это чувство
    реальной, жизненной правды, чуждающееся фальшивых идеалистических прикрас,
    но в то же время, сквозь отрицательные стороны предмета, умеющее распознать
    положительные его стороны, с присущей им красотой? Пушкин п_е_р_в_ы_й в
    нашей литературе отнесся не только к русской природе, но и к
    воспроизведенным им явлениям русской бытовой жизни с их положительной
    стороны, и притом с такою верностью, которой мог бы позавидовать любой
    реалист нашего времени. Вспомните его изображения русской уездной сельской
    жизни в "Онегине", его "Капитанскую дочку" и множество других: сколько в них
    правды, и как эта правда согрета и освещена теплым светом сочувствия, но в
    то же время ограждена в читателе от ложной окраски тонкою, незлобивою
    и_р_о_н_и_е_й! Вот эта способность ш_у_т_к_и, это присутствие иронии в уме -
    тоже коренная, народная черта истинно русского человека: это постоянно
    присущий русскому человеку антидот {18} против всякой излишней, а потому и
    фальшивой идеализации и против собственного самообольщения. Такая ирония -
    свойство широкого ума - не есть "отрицание" и не противоречит любви. Она
    дает лишь усматривать человеку, в свете любви, оборотную, юмористическую
    сторону иной истины, отразившуюся вместе с положительной ее стороной в
    явлениях ли жизни, в собственной ли душе. Такой грациозной шуткой и доброй
    умной иронией, прикрывающей иногда легкой формой, глубокую серьезную мысль и
    целую перспективу мыслей, обилует поэзия Пушкина, особенно же "Евгений
    Онегин" и именно в изображении "героев". Татьяна, например, о которой он сам
    сказал:

     ...Я так люблю
     Татьяну милую мою {19},

    является в самом реальном освещении "барышней уездной"

     С печальной думою в очах,
     С французской книжкою в руках,

    и в то же время с книжкою гаданий и снов Мартына Задеки, с простонародными
    страхами и суевериями. Начертанное с искренним сочувствием изображение
    Ленского, этого возвышенного душою поэта, предназначенного такой
    трагической участи, вводится самим автором в должные размеры двумя стихами:

     Он пел поблеклый жизни цвет -
     Без малого в осьмнадцать лет...

     Пушкин не был поэтом "отрицания", - но не потому, что был не способен
    видеть, постигать отрицательные стороны жизни и оскорбляться ими, но потому,
    прежде всего, что не таково было его призвание, как художника; что ему дан
    был от природы иной талант: усматривать в явлении предпочтительно его
    положительные, человечные черты и на них предпочтительно отзываться, минуя
    те стороны, где даже ирония не у места, где уже нужен бич сатиры (требующий
    специального дара) или вмешательство власти. Так, из истории Петра Великого
    он останавливается на пире, заданном Петром в честь примирения его с
    подданными, из деяний Наполеона - на его посещении чумных в Яффе {20}. Еще
    потому, может быть, что Пушкин своим русским умом и сердцем шире понимал
    живнь, чем многие писатели, окрашивающие ее явления сплошною черною краскою.
    Здесь же, кстати, можно привести и собственные слова Пушкина в одной из его
    журнальных статей: "Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет
    любви" {Сочин. Пушкина, изд. 1870 г., т. V, стр. 421 {21}.}.
     Да кстати припомним, что он первый понял, первый оцепил и взлелеял
    Гоголя.
     Что особенно поражает в Пушкине и является также русскою психическою
    чертою, тесно, впрочем, связанной с чувством реальной правды, это отсутствие
    м_е_ч_т_а_т_е_л_ь_н_о_с_т_и, в смысле немецкого Schwarmerei {Грезы (нем.). -
    Ред.}, и скажу более, даже отсутствие с_т_р_а_с_т_н_о_с_т_и. Я, конечно,
    разумею здесь исключительно сферу искусства. Пушкин представляет в себе
    удивительное, феноменальное и глубоко трагическое сочетание двух самых
    противоположных типов как ч_е_л_о_в_е_к_а и как х_у_д_о_ж_н_и_к_а: знойный
    африканский темперамент и чисто русское здравомыслие, поражающее в самых
    молодых его произведениях и потом все более и более развивавшееся;
    страстность п_р_и_р_о_д_ы и воздержность колорита в п_о_э_з_и_и,
    самообладание мастера, неизменно строгое соблюдение художественной меры;
    легкомыслие, внутренность, кипение крови, необузданная чувственность в жизни
    и в то же время серьезность и важность священнодействующего жреца,
    способность возноситься духом до высот целомудренного искусства и писать
    такие стихи, как "Пророк", "Отцы пустынники", "Ответ митрополиту Филарету"
    {22} и проч.
     Он сам сильнее всех сознавал в себе эту двойственность:


Добавил: Liczeist

  Сохранить

[ 1 ] [ 2 ]

/ Критика / Пушкин А.С. / Разное / Речь о А.С.Пушкине


Смотрите также по разным произведениям Пушкина:


2003-2019 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis