Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Новозаветная история

Новозаветная история

  Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Известный во всем мире роман «Мастер и Маргарита» является вершиной творчества великого русского писателя XX-ого века Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведение вмещает в себя особенности сатирического романа, комической эпопеи, утопии с элементами фантастики, исторического повествования, а в стилевом отношении – соединение драматизма, лирики, гротеска и фарса. В романе взаимодействуют три круга или мира – исторический (ершалаимский мир Понтия Пилата и Иешуа), реальный (изображение жизни в Москве 1930-х годов) и фантастический (Воланд и его свита). Также в сюжете оригинально сплетены три пласта времени: библейское (I век нашей эры), современное Булгакову (1920-1930-е года) и Вечность.
     Нельзя не упомянуть, что новозаветная история глубинно связывает всех главных героев «Мастера и Маргариты», так как повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри читателю подается как отрывки романа, написанного Мастером. А из данного факта вытекает и причина знакомства Маргариты и Воланда, и одна из основных целей произведения – рассмотреть влияние советской власти на литературную и театральную среду.
    В чем же все-таки заключается главная идея всего четырех глав, которые возвращают нас в начало нашей эры? Почему они являются такими значимыми, если на время забыть об их связующей функции?
    В первую очередь необходимо понимать, что под образом Иешуа скрывается не кто иной, как Иисус Христос. Сам Булгаков не желал написать пятое Евангелие и быть осужденным христианской церковью, которая, кстати, до сих пор относится к данному произведению негативно. В романе были изменены и имя, и возраст, и происхождение, и даже количество учеников. Неизменным по сравнению с Новым Заветом остался суд Синедриона, описание которого Михаил Афанасьевич нам пусть и не приводит, однако намекает на него разорванным хитоном и подбитым глазом Иешуа на втором суде (уже у Понтия Пилата), который также описывается в Библии. Как следствие двух процессов мы видим и казнь Га-Ноцри.
    Основное отличие от Нового Завета заключается в главном действующем лице. В Библии о Понтии Пилате упоминается вскользь: как о человеке, который утвердил распятие Иисуса, несмотря на просьбу своей жены отпустить этого человека во избежание последствий. Но Булгаков рассказывает нам историю, как мне кажется, любого, кто подвергся влиянию своей собственной власти, через образ Пилата. Также через его окружение автор талантливо показывает неотъемлемые элементы советской власти.
    Римский прокуратор Понтий Пилат предстает перед нами в белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой. Одним предложением Булгаков описывает и характер, и прошлое, и возраст главного героя. Наше воображение сразу начинает самопроизвольно придумывать историю его жизни. Дальше мы узнаем, что Пилата уже который день мучают головные боли, которые, вероятнее всего, вызваны цветением розы. Сначала создается впечатление, что это излишние подробности, но, полагаю, благодаря этой боли возникла духовная связь между Иешуа и прокуратором.
     Прежде чем подробнее говорить о ключевых моментах суда над Иешуа, необходимо обратить внимание на одну маленькую деталь. Вот как Понтий Пилат осведомляется о причине обвинения Га-Ноцри: «Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента». Можно предположить, что это был донос, и увидеть параллель с современностью Булгакова, ведь доносительство – одна из основных общественных проблем при советской власти. Люди решали квартирный вопрос, разрешали личные конфликты, получали новые должности посредством одной бумаги.
    На пергаменте было написано, что Иешуа призывал разрушить храм, хотя на самом деле он выразился метафорично, подразумевая скорое падение старой веры. Из этого можно сделать вывод, что Га-Ноцри своими учениями угрожал скорее не Риму, а первосвященникам, которые, вероятнее всего, специально иначе растолковали слова Иешуа простым верующим, чтобы не потерять свое влияние и не допустить раскола. Понтий Пилат не хотел вмешиваться в местные конфликты, особенно на религиозной почве, но и беспорядки нельзя было допустить. Однако все подобные мысли в начале суда были вытеснены из его голову мучительной болью. Иешуа удалось не только увидеть ее, но и исцелить прокуратора. Именно этот эпизод послужил началом заинтересованности Понтия Пилата в личности Га-Ноцри.
    Я считаю, что ключевым моментом всей Новозаветной истории является второй донос, который был сделан Иудой и содержал в себе следующие слова Иешуа: «Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет ни власти кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Вся внутренняя сила Га-Ноцри выразилась в том, что он не отказался от своих слов. Он не струсил. Понтий Пилат же оказался в положении, когда ему нужно было сделать выбор. Если бы Иешуа отказался от своих слов, то прокуратор мог со спокойной душой отпустить его. Но Га-Ноцри не обратил внимания на намеки и поступил согласно своей совести. После этого Пилат должен был либо отпустить его, заплатив своим постом и, может быть, даже жизнью, либо утвердить его казнь и в глубине души надеяться на помилование Иешуа простыми людьми в честь праздника Пасхи, как, собственно, и поступил прокуратор.
    Высшая власть дарует богатство, статус и страх. Понтий Пилат боялся секретаря, который бы, конечно, сообщил в Рим, что прокуратор оправдал выступавшего против власти кесаря. Он обращался к Афранию, начальнику тайной службы, со всеми поручениями, которые оставляют пятна на совести человека. Но при этом их диалог об убийстве Иуды является ярким подтверждением того, что Понтий Пилат не может искренне доверять кому-либо, ведь уже завтра его слова могут обернуть против него самого и занять должность прокуратора. Из-за страха быть преданным руководящие лица часто не имеют ни семьи, ни друзей. Здесь мы также видим четкие параллели с представителями советской власти. Параноидальный страх приводил их к абсолютной трусости, недоверию, лишал нормальной жизни и общения.
    Мне жаль Понтия Пилата даже больше, чем Иешуа. Да, безусловно, Га-Ноцри умер мученической смертью. Но я считаю, что он принял ее достойно. До последней секунды своей жизни он был честным, справедливым, смелым. В моем понимании его не казнили, потому что не отобрали уверенность в правильности своих мыслей. Понтий Пилат же, одобрив распятие Иешуа, на самом деле подписал приговор самому себе. Остаток своей жизни он превратил в вечную муку. Будучи когда-то невероятно смелым, он испугался за свою власть и предал «философа-бродягу», в котором увидел интересного и, в каком-то смысле, близкого человека. Безграничная боль Понтия Пилата отчетливо видна в его сне. «Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить», - обращается в нем прокуратор к Иешуа. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, они ни в чем не сходились друг с другом, но от этого их спор был еще интереснее. Но, к сожалению, лишь во сне.
    Еще одним очень важным персонажем в романе является Левий Матвей. Через его образ Булгаков хочет, на мой взгляд, показать истинные желания людей, которые пришли к власти за свои настоящие заслуги и которые, в целом, не стремились занять высокий пост любыми способами. В частности Понтий Пилат все бы отдал, чтобы быть на месте Левия Матвея и проводить многие часы за разговорами с Иешуа, записывать за ним, быть рядом во время казни и снять тело с креста. Ему нужен был высокодуховный друг. Понтий Пилат прекрасно понимает, что все было в его руках. Он просит добавить яд в вино Иешуа, чтобы тот умер безболезненно, а когда Га-Ноцри отказывается, подговаривает убить его ударом копья в сердце, перед этим напоив водой. Также прокуратор просит Афрания убить Иуду. Понтий Пилат изначально осознает, что все эти, по сравнению с казнью Иешуа, мелочи никак не облегчат страдания прокуратора. Он наоборот чувствует себя еще более жалким человеком. Левию Матвею не ведомы подобные муки. Его общение с Понтием Пилатом позволяет мне допустить мысль, что на самом деле именно прокуратор стал бы куда лучшим учеником Иешуа, поскольку непродолжительный разговор позволил ему увидеть в Га-Ноцри больше, чем Левию Матвею за долгое время.
    В заключение мне хотелось бы сказать, что, хоть и в Новозаветной истории проводятся параллели с советской властью, главный смысл заключается в духовной составляющей каждого человека. Огромное количество людей стремится не только к власти, но и в целом в сферы деятельности, к которым они морально не готовы. Это убивает в них положительные начала. Понтий Пилат по своей сути является военным человеком. На должности прокуратора ему на самом деле некомфортно. Поэтому в данной сюжетной линии произведения «Мастер и Маргарита» я нахожу желание автора объяснить читателям, что необходимо прислушиваться к себе и в выборе профессии, и во взаимоотношениях с людьми. Показав страдания Понтия Пилата, Булгаков говорит о том, что в реальной жизни гораздо чаще встречаются люди, которые лишь посредством своих собственных ошибок истинно осознают свое предназначение во всех смыслах. Михаил Афанасьевич будто желает предупредить нас, что прямо сейчас стоит задуматься, пока не стало слишком поздно. И, безусловно, человек должен стремиться к честности, независимости, принципиальности. И прежде всего он должен избавиться от трусости, ведь Иешуа Га-Ноцри сказал: «Нет большего порока, чем трусость».


Добавил: Nekotya

  Беру!

4289 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 Допрос во дворце Ирода великого (анализ из главы 2 части 1 романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
 Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
 Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Новозаветная история


Смотрите также по произведению "Мастер и Маргарита":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis