Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

  Скачать сочинение

Тип: Характеристика героев

    Образ "великого государя" в "Капитанской дочке" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести. Он зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных.
    Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II. Но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.

    Пугачев неотделим от стихии. Он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою и, в то же время, подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды. Они заблудились,снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе".
    Но в том-то и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье. Он - проводник, дорожный бездорожья, он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути.

    Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественно-смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября. Это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета. Это дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачёва заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачёв неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа. И как же иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?

    Центральная проблема повести - проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного. Иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы - как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде. Но и не глазами опытного дворянского историка - тогда получилась бы карикатура на Самозванца, как в официальном извещении о Пугачеве, которое "объявляет" комендант Белогорской крепости. Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений.
    Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица.
    Ничего "мистического", "избраннического" в этом облике нет, потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как "государь" по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.

    Вторая встреча с Пугачевым, во взятой им Белгородской крепости дает нам иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами, затем - на белом коне, в окружении генералов. Это персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливали человеческую кровь. И даже то, что Пугачев милует Гринева, благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием "царскому жесту".

    Лишь во время третьего "свидания" Пугачев раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру. Он замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы. Герой слышит любимую песню Пугачева ("Не шуми, мати зеленая дубравушка"), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: "великий государь" понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: "А разве нет удачи удалому?" И когда на утро он не только принимает "счет", выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп - это не только "царский жест", но и движение души, ведь долг платежом красен.

    Собственно, лепка образа завершена. Далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь поворачиваться то одной ("авантюрной"), то другой ("самозванческой"), то третьей, главной ("человеческой") стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает. Золотая бумага, которой оклеены стены его избы, притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задает Гриневу по пути в Белогорскую крепость - мог бы с ним потягаться король прусский "Федор Федорыч", - напоминают о самозванческой психологии Пугача. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве, сказка об орле и вороне напоминают о его авантюрном уме и характере. Веселая готовность поучаствовать в вызволении Гриневской невесты из лап Швабрина, предложение стать посаженным отцом на их свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая живет в душе Пугачева.

    Пугачев свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачев - Екатерина. Как Гринев прибегает к помощи Пугачева, чтобы выручить невесту, так его невеста прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха.
    Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы. Мы должны помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать, - выдает в ней истинную государыню. Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не "законность" воцарения сама по себе.
    Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не Пугачев управляет стихией и не стихия им, просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти.
    Приписка "издателя" к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда спасенного им дворянина, "и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу".

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


Смотрите также по произведению "Капитанская дочка":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis