Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

  Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии "Недоросль", как смелый и блистательный сатирик. Решительно встав на позиции просветительства уже в 60-е годы 18 века, Фонвизин все свое дарование художника подчинил служению великой цели. Идеология Просвещения подняла его на гребень возникавшего русского освободительного движения, определила его эстетические искания, его решительное сближение литературы с действительностью. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они искренне верили, что существующий социальный строй неравенства и порабощения народа произошел от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение нации, просвещение бедных и богатых, ибо одни, по их мнению, по неразумности угнетали, другие примирились с угнетением.

    Комедия "Недоросль" была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Впервые поставлена в театре в Петербурге в 1782 году 24 сентября, опубликована в 1783 году.

    Слово "недоросль" имело вполне нейтральное значение: так именовались молодые дворяне, которые еще не получили достаточного образования, не имели свидетельства об Образовании и не могли быть допущены до службы в армии или в канцелярии.

    В соответствии с требованиями классицизма, все герои комедии делятся на положительных и отрицательных. Лагерь положительных героев возглавляет Стародум. Близки ему по духу чиновник Правдин, офицер Милон, внесценический герой граф Честан, юная дворянка Софья, отставной сержант Цифиркин.

    К числу отрицательных героев относим помещика Скотинина, Простакова, крепостную няньку Еремеевну, бывшее духовное лицо Кутейкина, француза-кучера Вральмана. Выступают они под "водительством" госпожи Простаковой, урожденной Скотининой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

    Все духовное воспринимается Простаковой и Скотининым как зло, помеха. Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадает в ловушку Стародума, соглашаясь с ним, что пращур его (Скотинина) был создан Богом несколько раньше Адама, то есть тогда, когда создавались скоты.

    По христианской морали отец ответственен за воспитание детей. Особое значение имеет духовное завещание отца, определяющее "нравственный путь потомков.

     Так, Стародум говорит о своем воспитании: "... Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы". Как отличается это завещание от завещания отца Скотининых: "Прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у бусурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь выучиться захочет".
    По завету отца поступает госпожа Простакова, воспитывая сына. Митрофан пошел в Скотининых "любовью к свинкам". Все сцены, в которых появляется Простакова, исполнены жизни и верности. Смесь наглости и трусости, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности к сыну.
    Митрофанушка говорит ей: "Час моей воли пришел. Не хочу учиться, а хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя". Мать и довольна, что сын "... вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань".

    Пращур Скотининых, проявляя ненависть к просвещению, умел достаток нажить. А у госпожи Простаковой к родовым чертам прибавилось еще и лицемерие. "Для виду поучись", - говорит она сыну

    Митрофанушка же саморазоблачается, твердя: "Аз есмь скот". Он идёт далее, бросая в лицо свой удрученной матери: "Отвяжись, матушка! Как навязалась!" Налицо полное нравственное разложение недоросля.

    Софья, племянница Стародума, читает книгу Фенелона о воспитании. Дядя поощряет ее: "Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет" Он дает ей наказ различать людей, остановиться с достойными. По Стародуму, люди величаются умом и благонравием, семья - сердечной дружбой, добродетелью, благонравием. И Софья с большим вниманием выслушивает советы своего дяди.

    Взгляды Стародума отличались от взглядов просветителей Запада. По мнению этого героя, просвещение разума должно быть подчинено просвещению или воспитанию души. Если в сердце заключены добродетель и благонравие, то разум будет служить им. "Если душа чиста, то разум возвышает ее, если же душа развращена, то разум творит зло". Эти слова Стародума актуальны и в наше время.

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"


Смотрите также по произведению "Недоросль":


Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

2003-2017 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis