Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Есенин С.А. / Разное / Судьба революции и судьба России в поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»

Судьба революции и судьба России в поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»

  Скачать сочинение

    В творчестве Сергея Есенина поэма «Анна Снегина» занимает видное место, отражая как лирические воспоминания поэта, так и его предвидение судеб страны и революции. Поэма, которую Есенин считал лучшей из всего им написанного, имеет во многом автобиографический характер. Главный герой, от лица которого ведется рассказ и которого, как и поэта, зовут Сергей, едет в родное село — Радово в период между двух революций 1917 г. — Февральской и Октябрьской. Он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», намекая, что уже в ту пору было ясно: глава Временного правительства — калиф на час. Возница знакомит Сергея с печальными происшествиями в родном селе. Сначала перед нами предстает картина прежнего благоденствия, столь близкая есенинскому идеалу:
    Мыв важные очень не лезем,
     Но все же нам счастье дано.
    Дворы у нас крыты железом,
    У каждого сад и гумно.
    У каждого крашены ставни,
    По праздникам мясо и квас.
    Недаром когда-то исправник
    Любил погостить у нас.
    Радовцы умели ладить и с прежней властью:
    Оброки платили мы к сроку,
    Но — грозный судья — старшина
     Всегда прибавлял к оброку
    По мере муки и пшена.
     И чтоб избежать напасти,
     Излишек нам был без тягот.
    Раз — власти,на то они власти,
     А мы лишь простой народ.
    Однако еще до революции благоденствие жителей Радова было нарушено крестьянами соседней деревни Криуши, где «житье... было плохое — почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре
    заезженных кляч». Вожак криушан Прон Оглоблин в одной из драк убил радовского старшину. По признанию возницы-радовца:
    С тех пор и у нас неуряды.
    Скатилась со счастья вожжа.
     Почти что три года кряду
    У нас то падеж,то пожар.
    Отмечу, что годы несчастий Радова совпадают с годами первой мировой войны. А затем грянула Февральская революция. И вот Сергей приезжает в родные места. Здесь он узнает, что Прон Оглоблин вернулся с каторги и опять стал вожаком криушан. Сергей думает: «Как прекрасна земля и на ней человек». Ему близки чаяния крестьян, требующих «без выкупа пашни господ», хотя Сергей и сохраняет в сердце любовь к местной помещице Анне Снегиной. Они с Проном приезжают к Анне просить отдать землю крестьянам как раз в тот момент, когда она получает известие о гибели на фронте мужа. Хотя Прон довольно грубо говорит матери Снегиной про землю: «Отдай!.. Не ноги ж тебе целовать!», у него все же хватает совести отстать от нее в эту трагическую минуту, согласившись с доводами Сергея: «Сегодня они не в духе... Поедем-ка, Прон, в кабак...»
    Прон — человек довольно бесшабашный. Друг Сергея старый мельник отзывается об Оглоблине без симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но стихийная сила характера привлекает Сергея к Прону. Ведь Оглоблин — человек бескорыстный, болеющий за интересы народа. После большевистского переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». В гражданскую он гибнет от рук белых, и к власти в Криушах приходит его брат Лабутя:
    ...Мужик — что твой пятый туз:
    При всякой опасной минуте
    Хвальбишка и дьявольский трус.
    Таких вы,конечно, видали.
     Их рок болтовней наградил.
    До революции он носил две царские медали и хвалился мнимыми подвигами в войне с Японией. Как очень точно указывает Есенин: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». А после революции Лабутя:
    ...Конечно, в
    Совете Медали запрятал в сундук.
     Но с тою же важной осанкой,
    Как некий седой ветеран,
    Хрипел под сивушной банкой
    Про Нерчинск и Турухан:
    «Да,братец! Мы горе видали,
     Но нас не запугивал страх...»
    Медали ,медали ,медали
    Звенели в его словах.
    В свое время Лабутя поехал первым описывать имение Снегиных:
    В захвате всегда есть скорость: —
    Даешь! Разберем потом!
    Весь хутор забрали в волость
    С хозяйками и со скотом.
    Когда деникинцы расстреливали Прона, Лабутя благополучно спрятался в соломе. Есенин чувствовал, что в революции и гражданской войне уцелели гораздо чаще такие, как Лабутя, чем такие, как Прон, уцелели трусы, привыкшие только «грабить награбленное», действовать по принципу: «Даешь! Потом разберемся!» Поэта явно беспокоило, что подобные люди играли главную роль не только на местном уровне, но и в руководстве партии и государства. Возможно, не случайно Лабутя говорил о своей мнимой ссылке в Туруханский край, месте, куда в действительности был до революции сослан, Сталин. Есенин понимал, что при господстве лабутьей мечты крестьян о счастье по образцу радовского будут окончательно похоронены. И главная героиня поэмы, олицетворяющая прекрасное, в финале покидает Россию. В последнем письме из Лондона Анна пишет Сергею:
    Я часто хожу на пристань
    И,то ли на радость,то ль в страх,
    Гляжу средь судов все пристальней
    На красный советский флаг.
    Теперь мы достигли силы.
    Дорога моя ясна...
    Но вы мне по-прежнему милы,
    Как родина и как весна.
    В новой России для красоты не остается места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Кстати сказать, в родном для Есенина Константиновском уезде деревни с такими названиями существовали, только располагались не по соседству друг с другом. Очевидно, Есенина привлекло символическое значение этих названий. «Радово» в нашем сознании ассоциируется с «радостью», а также с «радеть», то есть заботиться о чем-то. «Криуши» же напоминают о чем-то неправильном, кривом. Есенин еще в августе 1920 г. в одном из писем с тревогой отмечал: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Поэт скорее всего предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян все соки (так и произошло в коллективизацию, уже после самоубийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, на красный флаг смотрел не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и с все возрастающим страхом.

  Беру!

19746 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина
 Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина
 Тема судьбы человека и революция (по поэме С. Есенина «Анна Снегина»)

/ Сочинения / Есенин С.А. / Разное / Судьба революции и судьба России в поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis